Политика России разрушит ЕАЭС

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 20 сентября обрушился с гневной речью в адрес России и ее руководства и даже пригрозил выходом страны из Евразийского экономического союза. Причина – ВВП страны в январе-августе снизился на 3% к аналогичному периоду прошлого года.

Картинки по запросу ЕАЭС

«Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в Евразийском экономическом союзе. Нарушается (в ЕАЭС) все, о чем договорились», – сказал Лукашенко, принимая госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту.

«Мы телепаемся, иначе не скажешь, и уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь, но давления я не потерплю, и белорусы тоже», – заявил президент Лукашенко.

По официальным данным, из-за сокращения поставок Белоруссия в июле снизила импорт нефти и нефтепродуктов на 37,6% в сравнении с июньским объемом. Россия периодически блокирует поставки белорусских товаров, даже тех продуктов питания, которые закупает Евросоюз.

Причина кризиса – Евразийский союз

В жесткой критике ЕАЭС президент Лукашенко не одинок. В ходе расширенного заседания правительства 18 ноября 2015 года глава Казахстана связал экономические потери своей страны с неэффективностью ЕАЭС: от союза не получено ощутимого дохода. Напротив, казахстанский рынок пострадал и от введения санкций против России, и от падения курса рубля. Как отметил Нурсултан Назарбаев, машиностроительная отрасль Казахстана получила удар из-за того, что огромное количество автомобилей было завезено из России: «Наш автопром остановился на это время».

Казахстан вслед за Россией ввел плавающий курс тенге. Интеграционные объединения, по словам Назарбаева, не должны причинять ущерб экономике республики. «У нас же ЕАЭС, и, кстати, он не должен наносить нам ущерб. В таких же условиях Европейский союз – кое-какие страны говорят о закрытии своих границ. То есть интересы государства, экономики каждой страны важнее всего. Надо иметь это в виду», – сказал президент в ходе этого заседания.

В последнее время все усилия Акорды направлены на поиски путей выхода из небывалого кризиса, которому способствовали экономические санкции против ближайшего союзника, падение цен на нефть, девальвация и последующее свободное плавание тенге, неэффективность Евразийского экономического союза и т.д.

Нынешний «мировой кризис» с его падением цен на нефть, снижением экономического роста многих стран, обвалом валют, фондовых индексов и т.д. начался после аннексии Крыма Россией. Чтобы противостоять России, Западу не обязательно было посылать войска в Украину. Для этого достаточно ввести экономические санкции и с помощью значительного снижения цен на нефть и другое сырье начать экономическое удушение нашего северного соседа, а заодно его союзников не только по Евразийскому союзу, но и по БРИКС: сначала Россия, потом Казахстан и, возможно, Китай.

Эта тактика достигла успеха: экономические проблемы России пошатнули ЕАЭС. Обвал рубля углубил разногласия между странами в рамках союза. Казахстан удешевил курс своей валюты после того, как бизнес пожаловался на то, что Россия заполнила рынок страны дешевыми товарами. В 2014-2015 годах только авто в России казахстанцы закупили на 3 млрд долларов. С учетом многих других товаров из РФ Казахстан в то время, по разным оценкам, потерял от 15 до 20 млрд долларов. А в Беларуси в 2014 году дефицит торговли с РФ увеличился на четверть.

Соглашательская политика казахстанской делегации проявилась с начала работы по выработке основ ТС и ЕАЭС. Изначальные представления руководства стран ЕАЭС на экономическое и политическое взаимодействие уже пошатнулись из-за войны в Украине, затем из-за конфликта России с Турцией – нам указывали, что можно кушать, а что – нельзя, грузовые машины из Турции в Казахстан простаивали на российско-грузинской и российско-украинской границе.

Впрочем, о таком сценарии развития в «новом СССР» предупреждали противники ЕАЭС в Казахстане перед его вступлением в этот союз.

Ослабление экономики Казахстана

Экспертами партии «Ак жол» еще в июне 2013 года был проведен анализ, который показывает: Казахстан из года в год продолжает получать отрицательное сальдо торговли с другими странами Таможенного союза. За 2011 год оно превысило 8,8 млрд долларов, а за 2012 год – уже 10,9 млрд долларов. При этом наблюдаются «расходящиеся» тенденции, когда и без того отстающая общая сумма казахстанского экспорта снижается, а доминирующая сумма импорта продолжает расти. Из отобранных ими для анализа крупнейших позиций взаимной торговли с объемами более 50 млн долларов/год каждая, Казахстан имеет стабильное положительное сальдо только по 17 позициям из 92. То есть, по остальным 82% видам продукции данного перечня, наша экономика является импортозависимой даже в рамках ТС. Т.е. ситуация в производстве не улучшается.

И совсем свежая новость: по мнению экс-вице министра по инвестициям и развитию РК, экономиста Рахима Ошакбаева, надежды Казахстана по функционированию ЕАЭС пока не оправдались. Об этом сообщил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz с форума K16: Kazakhstan Growth Forum. «Взаимная торговля (Казахстана со странами ЕАЭС – Ред.), экспорт, снижаются. Если сравнивать ситуацию до Таможенного союза с 2015 годом, то наш экспорт упал на порядка 18,5%», – подчеркнул Рахим Ошакбаев.

В целом, те принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания союза, в настоящее время все больше и больше оказываются под новыми требованиями, стандартами, нормами и т.д. Изначальные стандарты в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются фикциями, не имеющими фактического применения. В итоге Россельхознадзор регулярно вводит особые требования для продукции из РК, зачастую более суровые, чем в отношении третьих стран. Смешно сказать, но отдельные условия для экспорта из Казахстана, например сельхозпродукции, в Россию были выгодны для нашей республики до создания ЕАЭС.

Недавно об этом вновь заговорили в нашем парламенте. Например, депутат Берик Дюсембинов заявил, что вопреки целям ЕАЭС односторонние действия российских служб искусственно ограничивают экспорт казахстанской продукции и попросил правительство рассмотреть возможность принятия с нашей стороны зеркальных мер.

Естественно, в такой ситуации напрашивается вопрос – что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в ЕАЭС, и не оказалась ли вчерашняя граница более открытой, нежели сегодняшнее ее отсутствие?

С другой стороны, нельзя все наши неудачи в производственной сфере целиком относить к неэффективности Таможенного и Евразийского союза. Ведь эта тенденция – неразвитость отечественного производства – была и до ТС, когда в лихие 90-ые годы мы потеряли многие производства потребительских, сельскохозяйственных, промышленных товаров и занимались лишь куплей-продажей.

И у нас нередко кивают на структурный внешний кризис, который выразился, прежде всего, падением цен на многие виды сырья. Ведь синхронно с рынками и ценой на нефть вниз устремились валюты по всему миру. Однако это не причины кризиса, а последствия «тайной операции», о которой многие знают. Надо понимать, что «мировой кризис» задел, прежде всего, страны с сырьевой и несамостоятельной экономикой.

Пути поиска выхода из кризиса

Место и будущее Казахстана в ЕАЭС напрямую будет зависеть от экономического прорыва нашей страны. Необходима специальная госпрограмма, которая учитывала бы новые реалии, новые вызовы в рамках ЕАЭС, чтобы сделать отношения в союзе равноправными и экономически выгодными. Необходимы также новые инициативы, альтернативное видение союзного и регионального развития, чтобы противостоять экономическому и политическому давлению России. В противном случае, наша страна так и останется полузависимым государством.

В этом плане своевременно и экономически оправдано вступление Казахстана в ВТО, поиск новых инвестиций, создание международного финансового центра в нашей стране, проект Великого шелкового пути, появление консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России, который учредили Китай, Турция, Казахстан, Азербайджан, Грузия и другие проекты.

В то же время правительству необходимо дать оценку соответствия односторонних действий российской стороны по ограничению экспортных возможностей казахстанского бизнеса с принципами и целями Договора о ЕАЭС и действовать, защищая свои экономические интересы с принятием с нашей стороны зеркальных мер.

Огромный рынок ЕАЭС необходимо использовать для выполнения госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, большинство проектов которой ориентировано на внешний рынок. К тому же создадутся благоприятные условия для создания совместного производства с Россией и Беларусью. Возможно, создание совместных предприятий, конкуренция товаропроизводителей сделают успешной борьбу с коррупционной «рентой», которая является основным тормозом для развития местного производства.

Ведь главный мотив интеграции объясняется возможностью для Казахстана поучиться у России, если не ноу-хау, то хотя бы производству и примитивным

технологиям, научиться, в рамках союза, конкурировать и диверсифицировать экономику путем отхода от сырьевой зависимости и развития производственных отраслей. Чтобы поднять сельское хозяйство, животноводство, нашим фермерам придется учиться и перенимать опыт у Беларуси, чтобы выдержать конкуренцию с сельхозпроизводителями этой республики.

Для Казахстана необходима экономическая «агрессия» для отстаивания своих интересов, для продвижения своих товаров на рынки ЕАЭС, создания условий для производства.

Пришло время, чтобы бороться за свое место под солнцем не только в своей стране, но и в евразийском пространстве и в регионе.

Дастан Елдес,

qazaquni.kz