Камень преткновения: Трехъязычие или трехъязычное образование?

Реализация программы «Триединство языков» пришла к своему логическому концу – переосмыслению и, может быть, пересмотру. Со времени своего появления в 2007 году программа вызвала и до сих пор вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Особый общественный резонанс этот проект вызвал при его форсированном внедрении в школьное образование во время работы прежнего министра образования и науки Ерлана Сагадиева. Дело дошло до того, что президент республики Нурсултан Назарбаев на XVIII съезде партии «Нур Отан» заявил: повсеместное обучение учителей школ Казахстана английскому языку не должно проходить топорно. Лингвистические Нью-Васюки Глава государства также отметил: «Трехъязычие должно стать нормой, наши дети – это дети планеты, они учатся в общемировом пространстве, в лучших вузах, поэтому должны владеть родным казахским языком, русским языком и международным языком – английским, это важно. Министерство образования поставило задачу прямо – завтра начать всем так преподавать. Приглашаем их на три месяца, обучаем, на это тратятся огромные деньги. Может быть, намного легче было бы пригласить учителей из-за рубежа и начинать наших подтягивать? Эта задача остается. Минобразования в правильном направлении движется, но все должно быть разумно, разъяснено – для чего, почему и когда делается». В самом деле, многие образовательные, культурные мероприятия, программы в Казахстане в последние годы вызывали недоумение своей непродуманностью. Не явилась исключением культурная и образовательная программа «Триединство языков» хотя бы потому, что такой или подобной программы нет ни в одной стране! Тем самым этот проект «продемонстрирует» неизвестные миру фантастические физиологические и лингвистические способности наших учителей и школьников – изучение и знание трех языков на уровне родного. Отдельные чиновники подают проблему так, будто речь не идет о том, чтобы все школьники и учителя владели английским языком на уровне носителей языка. Однако они не правы: именно в этом суть проблемы, в этом «зарыта английская собака». Согласно программе Министерства образования и науки, в 10 и 11 классах с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. При этом математика, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будет преподаваться на казахском. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке независимо от языка обучения. Изучение четырех предметов на английском языке и означает, что преподаватели и школьники должны владеть английским языком на уровне родного языка. Такие сложные предметы – физика, химия, биология – предполагают не только углубленное знание языка, но и способность решать на нем трудные задачи и упражнения, разбираться в разнообразных терминах, категориях и понятиях. То есть не только знать язык, но и думать, мыслить, решать на нем – знать на уровне носителей языка. Такие предметы, как физика, химия, биология, даже на родном языке не все ученики усваивают в полном объеме, немало школьников откровенно «плавает», не понимая многих тонкостей и сложностей этих предметов. И такое «плавающее» положение коснется, прежде всего, учителей: преподавание школьного предмета на английском языке, на котором преподаватель не то что думать, а порой затрудняется изъясняться на бытовом уровне, не будет эффективным и вызовет снижение уровня знаний школьников. В итоге большинство школьников не будут знать ни английского языка, ни предметов на этом языке. Изначально на государственном уровне смешали и смешивают понятие трехъязычие, которое подразумевает термин «Триединство языков», и трехъязычное образование. Трехъязычие – это обязательное, массовое знание трех языков, а трехъязычное образование – это изучение двух иностранных языков на основе государственного языка, которое есть в некоторых европейских странах. Планируемое изучение в школе четырех предметов на английском языке закрепило на образовательном уровне трехъязычие, хотя это должно быть трехъязычное образование на основе казахского или русского языков. Опыт НИШ нельзя переносить в обычные школы С сентября 2013 года началось поэтапное внедрение изучения английского языка с 1 класса, для чего был утвержден Государственный общеобязательный стандарт образования. В ноябре 2015 года вице-президент Национальной академии образования имени И. Алтынсарина Мариям Мукатова заявила о том, что полный переход к системе трехъязычного обучения завершится в течение восьми лет. Однако с приходом на должность министра Ерлана Сагадиева этот вопрос стали форсировать. И в 2016 году учителей первых классов общеобразовательных школ уведомили, что на летних каникулах, и в том числе во время своего трудового отпуска, они должны пройти ускоренные курсы по изучению английского языка. А через определенное время началась чехарда с трехмесячными курсами для учителей-предметников по языку Шекспира. Одно дело – школьный предмет английского языка. Другое дело – ведение ряда основных предметов на английском языке, а это предполагает: и учителя, и школьники должны говорить и думать на английском. А в десятых классах только 10-15% учеников владеют английским языком на уровне. В сельской местности – около половины всех школ республики, там простых учителей английского языка не хватает, а о преподавании основных предметов на английском даже нет речи – нужно много времени, чтобы подготовить таких специалистов. Вот и вся подготовленность школы к обязательному трехъязычию. Есть опыт Назарбаев Интеллектуальных школ, где внедряется трехъязычное образование, отдельные предметы преподаются на английском языке. В республике всего этих школ 20, где на основе большого конкурса собраны лучшие учителя и школьники, но даже в НИШ – большие сложности по изучению трех языков, в частности есть проблема с подготовленными учителями. Однако опыт НИШ нельзя переносить в обычные школы. Дело не только в том, что в НИШ – другая методика и программа, а выпускники не сдают Единое национальное тестирование. В НИШ поступают подготовленные школьники со всей республики, в том числе и по английскому языку, по которому проходят тестирование при поступлении, и требования к знанию английского высокие. Что позволено в НИШ – затруднительно в обычных. Предложение главы государства пригласить учителей из-за рубежа актуально, однако их не хватает даже в спецшколах. Углубленный английский – для специалистов и для учебы за рубежом В 2017 году в пилотном режиме 153 школы начали преподавать на английском языке, еще 379 школ начали внедрять только элементы преподавания на английском языке. Кроме того, мероприятия, проводимые в школах, также проводятся на трех языках. Однако в Казахстане более 7 тысяч школ, большинство – сельские, в которых порой не хватает учителей по «обычным» предметам, не говоря о преподавателях, ведущих занятия на английском языке, – кадровый голод! Когда в 2012 г. в 165 казахстанских школах начали эксперимент по вводу в учебную программу вторых классов уроков английского языка, постепенно начали работу и по внедрению в пилотном режиме изучения в школах некоторых предметов на английском языке, однако ее результаты не утешительны. По этой причине необходимо внедрение трехъязычного образования сначала в подготовленных, специализированных, лингвистических школах с последующим обучением отдельных предметов на английском языке. А в обычных общеобразовательных школах – повысить качество обучения английскому языку, воздержаться от ведения предметов на английском языке, особенно в сельской местности, т.е. трехъязычное образование (не трехъязычие) растянуть на более длительный период. Можно по мере готовности школ, компетенции преподавателей, подготовки школьников повсеместно ввести разноуровневую систему по английскому языку и трехъязычному образованию. Из подготовленных школ в городах, районных центрах и селах открывать спецшколы с изучением основных предметов на трех языках – не во всех школах есть возможности ввести такое обучение. Программа «Триединство языков» нуждается в тщательном социолингвистическом анализе; необходимо научно обосновать образовательную языковую программу в соответствии с предложением президента Н.Назарбаева об изучении трех языков: казахского как государственного, русского как языка межнационального общения, английского как языка мировой экономики, т.е. как иностранного. Ибо в данном случае – это язык специалистов, а не обязательный для всех язык. Зачем нужен уровень Advanced – уровень свободного, профессионального владения английским C1 – будущим представителям рабочих профессий или работникам в сельском хозяйстве? Проблему трехъязычного образования необходимо проанализировать и в системе среднего специального и высшего образования. В своем выступлении на XVIII съезде партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев отметил, что изучение английского языка необходимо для той молодежи, которая собирается учиться в лучших зарубежных вузах. Иными словами, изучение основных предметов на английском языке нужно, прежде всего, для этой категории выпускников, а для остальных достаточно изучение предмета «английский язык». Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz