Абдижамил НУРПЕИСОВ: Не потерять душу, обретая весь мир

Классик казахской литературы, автор знаменитой трилогии “Кровь и пот” Абдижамил НУРПЕИСОВ выступил на Первом международном форуме писателей в Алматы. Вопросы, поднятые в этом выступлении, показались очень своевременными, поэтому решили опубликовать его на страницах газеты «Время». Спрашивается, почему наш форум посвящен проблемам глобализации и литературе? Постараюсь ответить. Писательское ремесло в чем-то сродни сосредоточенному и бесстрашному взгляду философов на важнейшие проблемы и бытия, и смерти, и поиска смысла. И точно так же писателю, не меньше чем философу, нужно высечь искру настоящего огня в сердце и сознании своего читателя. Ибо для нашего пишущего племени жизнь заключается прежде всего в пробуждении души, в попытке уяснить, что она рождена для вечных странствий и поиска. Но сейчас как никогда вопрос этот обрел актуальность и остроту. Как никогда жизнь изобилует сегодня чудесами технологий, позволяющих вырваться за пределы Земли и связать в единую сеть ее самые отдаленные уголки. Человеку сегодня доступна любая информация. Казалось бы, вот они - вернейшие предпосылки и основания, чтобы с уверенностью глядеть в завтрашний день. Но отчего же ни одно из этих бесспорных достижений и побед человеческого гения не избавляет нас от гнетущего понимания, что шатко, что нелепо и кособоко устроен сегодня весь наш мир. И напрасно было бы ждать, что посреди этой общей неустроенности и ненадежности мы можем вдруг обрести мир и покой. Ведь мир и покой должны начинаться прежде всего в душе. Что тебе в том, что ты обретешь весь мир, зато потеряешь свою душу? Писатель и читатель пытаются по сути ответить на один роковой вопрос: куда ведет выбранная нами дорога? Не слишком ли далеко она увела нас от храма, в котором находятся наши самые драгоценные сокровища и святыни? В отличие от бесстрастной философии литература вопрошает своим сердцем. Вспомним, как еще недавно мы верили, что научно-технический прогресс сулит нам неслыханную свободу. Он избавит от нудных забот о насущном. И вот тогда-то мы задышим полной грудью и целиком посвятим себя одним творческим задачам. Но как оказалось, природа научно-технического прогресса двояка и неоднозначна. И технологическое всемогущество человека, и совместная глобальная деятельность человечества оборачиваются тем, что сегодня мы ускоренными темпами проедаем ресурсы, которые должны были достаться будущим поколениям. Научно-технический прогресс и глобализация взаимно усиливают друг друга. Придают друг другу ускорение и размах. И в унисон они ведут наступление на человека и безмерно уставшую и, должно быть, накопившую к нам неоплатный счет мать-землю. Наука каких-либо нравственных критериев лишена. И никакой науке не дано взвесить и препарировать душу, и тайну, и красоту. А ведь жизнь устроена чрезвычайно сложно, и постичь ее загадку можно лишь таким же сложным, неоднозначным способом, но отнюдь не холодной, сухой логикой. Вот и получается, что, руководствуясь одной только голой логикой, мы построили мир, где вслед за чеховским персонажем остается горестно повторить: «Человека забыли». Когда размышляю над тем, куда все-таки привел нас взятый некогда курс на совершенствование и развитие умных технологий, в воображении возникает образ храма из золота и драгоценных камней, сотворенный руками талантливых зодчих. Вопиюще пустой внутри храм. Никто не скажет, в какой стране Кааба. Никто не вспомнит ни единой молитвы. Нет даже самого простого молитвенного коврика. В самом храме собрались одни торговцы. Все ищут лишь ту информацию, которая позволяет делать деньги или доставить развлечение. Снова, точно при железном занавесе, книги недоступны. Потому что читателей этих книг уже почти не осталось. С помощью Интернета стало проще распространять убийственный по сути девиз: «Живи одним днем. Возьми от жизни все». Все ресурсы человечества направлены на развитие одних умных машин, и само образование программирует человека, подобного роботу. В нашем мире урокам литературы стоило бы уделять как никогда повышенное внимание. Давно пора признать, что только критерий нравственности и духовности может служить подтверждением полноценности интеллекта. Взгляните на ученых. Какие трудоемкие и сложные эксперименты они проводят в тиши своих лабораторий. И как лихо, варварски плоды их многолетних изысканий калечат и уродуют нашу жизнь, ставят ее под угрозу. И как легко в минуту озарения всего в нескольких строках поэту удается выразить всю тщету усилий этих очередных строителей башни до неба. Когда-то, в далекие советские еще годы, я прочитал стихотворение выдающегося русского поэта Юрия КУЗНЕЦОВА, ныне покойного. Называлось оно «Атомная сказка». Кузнецов взял сюжет народной сказки об Иванушке-дурачке и заколдованной Царевне-лягушке. Его герой не стал поцелуем превращать лягушку в царевну. Ибо у Кузнецова Иван - не кто иной, как современный ученый. «Пригодится на правое дело. Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело. И пустил электрический ток. В долгой муке она умирала. В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака». После прочтения этого стихотворения не стало границы между моей душой и душой русского поэта. Разве он писал просто о варварском общении с природой? Он пророчески говорил о том, что природа - это неотъемлемая часть нас. И когда перестаем поклоняться великой тайне красоты, то некому более защищать нас самих от собственной глупости, невежества и вандализма. Но наше писательское племя, хотя сейчас оно, на мой взгляд, становится вымирающим племенем, отступающим перед нашествием варваров с компьютерами наперевес, а все же было, было некогда властителем душ. Даже в разгар закоренелого атеизма каким-то глубинным нутром чуяли мы, что слово есть Бог. Что оно от Бога. Этим раскаленным словом наше беспокойное племя умело высекать в этой самой душе десять божественных заповедей, тем самым удерживая ее от безумия, которое несет с собой власть науки и техники, и золотого тельца, посягая на краеугольные камни человеческого бытия и человеческого общежития. Такие, как сострадание и сочувствие, милосердие, отзывчивость. Бережное отношение к языку и к матери-земле. И разве не должна научно-техническая глобализация, которая в конечном счете оборачивается столь же безразличной к человеку торгово-экономической глобализацией, в ответ подсказывать, что должна состояться наконец духовная, гуманистическая глобализация? Мне внушило эту надежду то, что где-то далеко отсюда, в Чили, жил поистине выдающийся мыслитель Дарио САЛАС, чей голос, поднятый в защиту морали и высших ценностей человека, был услышан на всех континентах. Я хотел бы завершить свое выступление словами Дарио Саласа, которые, на мой взгляд, выделяют главную задачу, стоящую перед цивилизацией: «От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы воздействия, чтобы внутренний духовный мир человека превратился в его основную ценность». От редакции: Литература – мост между культурами. Осенью 2018 года в Алматы прошел первый международный форум писателей. Форум организовал Казахский ПЕН клуб. Основная тема форума: «Роль современной литературы в изменяющемся мире». Главным спонсором мероприятия, прошедшего под эгидой программы «Рухани жангыру», выступил акимат Алматы. В южную столицу съехались выдающиеся писатели и поэты современности из 16 стран мира. Среди гостей – Абдижамил Нурпеисов, Януш Вишневский, Олжас Сулейменов, Сергей Гандлевский, Алексей Цветков, Атанас Ванчев де Траси, Бахыт Кенжеев, Владимир Карцев, Мухтар Шаханов, Дулат Исабеков, Улугбек Есдаулет и многие другие. Мастера слова обсуждали роль современной литературы в изменяющемся мире. – Ни одна культура не существует изолированно. При этом литература по природе национальна, но она не знает границ. Она – мост между культурами, – отметил в приветственном слове Бигельды Габдуллин, ведущий форума. По мнению Олжаса Сулейменова, форум позволит отечественным писателям с новыми силами взяться за дело. – Народ нуждается не только в документальной, но и в художественной правде. Форум поможет нашим литераторам избавиться от безмятежности и бессилия и начать выполнять свою задачу: воплощать художественную правду о нашем времени, – подчеркнул писатель.

qazaquni.kz