Голос свободы Казахстана в Европе слышен ежегодно - Полетаев

Голос свободы Казахстана в Европе слышен ежегодно - Полетаев

В годы «холодной войны», когда мир был разделен на два враждебно настроенных лагеря, было непросто найти площадку для их диалога. Поэтому уникальность ОБСЕ (до 1995 года организация называлась СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) состояла в том, что страны, принадлежащие к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности.

В 1990 году в рамках СБСЕ было создано Бюро по свободным выборам, впоследствии преобразованное в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), с центральным офисом в Варшаве, которое было призвано содействовать демократизации государств Центральной и Восточной Европы и бывших советских республик. В результате гуманитарное измерение в ОБСЕ вышло на первый план.

Но дело даже не в функциональных дисбалансах Организации. Казахстан является её членом с 1992 года и поддерживает все ключевые инициативы и рекомендации, был её председателем в 2010 году. ОБСЕ благодаря политике открытости сделала очень многое для представителей государств-участников, прежде всего, для неправительственных организаций, экспертов и делегатов гражданского общества. Её важная площадка - крупнейший в Европе форум по правам человека (конференция по человеческому измерению в Варшаве). Голос свободы, озвучиваемый представителями НПО Казахстана, здесь слышен ежегодно. 

Варшавская конференция в области человеческого измерения, проходившая в польской столице со 2 по 13 октября 2923 года, не стала исключением. Казахстан активно поддерживает сотрудничество с БДИПЧ ОБСЕ в области развития демократии, обеспечения прав человека и укрепления и защиты демократических институтов. Хотя, например, его близкие партнёры, Россия и Беларусь перестали приглашать эту организацию для наблюдения за выборами, участвовать в других мероприятиях, считая их манипулятивными и максимально политизированными.

На конференции нынешнего года во время обсуждения состояния прав и свобод человека в Казахстане поднимался вопрос непрозрачности и несправедливости работы судебной системы в отношении участников событий Января 2022 года. Понятно, что трагедию невозможно как-то отправить в забытие. Она – своего рода «водораздел» новейшей истории страны на «до и после», ставший своеобразным импульсом для переформатирования государственного управления, развития гражданского общества и модернизации политической системы. Но нужны ли старания, чтобы добавить к теме дополнительный политический драматизм на площадке БДИПЧ ОБСЕ?

Можно много критиковать отечественную судебную систему, часто заслуженно, но рассматривая дела участников январских событий, она оказалась не то, чтобы сервильной, но относительно внимательной и лояльной. К тому же за всем этим следят миллионы глаз. На скамье подсудимых оказались те, кто совершал погромы, нападения на административные здания, отделения полиции, грабил магазины. Более того, полторы тысячи человек, совершивших преступления во время массовых беспорядков, были амнистированы, некоторым из них существенно сократили сроки наказания.  

Участников же мирных митингов и массовых протестов с экономическими и политическими требованиями вообще никто не преследовал. Кроме того, принцип неотвратимости наказания был соблюден и в отношении силовиков, которые занимались пытками задержанных, неправомерно применяли оружие.  

В этом смысле призывы освободить некоторых осужденных по причине того, что они называли себя общественными деятелями вне зависимости, какова их роль в нагнетании насилия, являются искаженным видом корпоративной солидарности. Да и вопрос лоббизма вкупе с большими деньгами заинтересованных лиц из числа контрэлиты тоже не стоит сбрасывать со счетов. По крайней мере такие мысли навевают обращения со стороны зарубежных структур, как например, просьбы рабочей группы ООН по «немедленному и безоговорочному освобождению» Карима Масимова, осужденного за попытку госпереворота. 

В конечном счёте тема трагического Января остается одной из немногих ещё актуальных, где можно накинуть некоторой остроты. Некоторое несовпадение в понимании и трактовках минувших событий со стороны внутренних и зарубежных наблюдателей приводит к тому, что международные мероприятия пытаются использовать как инструмент вражды. Очевидно, что для создания эффективной архитектуры мира и сотрудничества необходимо уменьшить степень недоверия к случившемуся с помощью фактов, а не эмоций.

Эдуард Полетаев, 

Фейсбук