Как поднять казахский до уровня языка межнационального общения

Как поднять казахский до уровня языка межнационального общения

В последние годы казахский язык становится популярным, его стараются изучать не только у нас, но и за рубежом, притом и дети, и взрослые. В то же время поднять казахский до уровня языка межнационального общения – большая проблема. Но жизнь меняется на глазах, и нынешним школьникам без знания государственного языка будет очень трудно в будущем. В частности, казахский язык включен в ЕНТ, поэтому без его знания будет трудно поступить в ВУЗ. 

Пришло время обучения на казахском языке   

Если вы просмотрите списки поступивших в Назарбаев интеллектуальные школы, то должны заметить малое количество представителей некоренной национальности. В пропорциональном соотношении численности разных этнических групп Казахстана количество поступивших в НИШ со славянскими фамилиями очень мало. Эта особенность наблюдается и в Назарбаев университете. С чем это связано? Скорее, из-за плохого знания казахского языка. 

НИШ – одно из редких учебных заведений, где не только сдают тесты по трем языкам, но и обучение идет на трех языках: казахском, русском и английском, и школьники казахских школ показывают лучшую языковую подготовленность. 

Например, конкурс в НИШ Алматы показал, что претендентов для поступления после русской школы (прежде всего не казахов) значительно меньше, чем после казахской, хотя в южной столице русских школ больше, чем казахских, т.е. после русской школы меньше конкурса.  

И на стипендию «Болашак» сдают тест на знание государственного языка в рамках конкурса. 

Соотношение языков постепенно меняется, и чиновники различного уровня, руководители компаний, предприятий должны это учитывать. Например, в силовых структурах Алматы внутренняя переписка ведется в основном на казахском языке: письма, докладные, заявления и т.д. 

Необходима и разъяснительная работа со стороны государства и общества в области языковой политики и ее будущего среди населения. Такую работу проводил, например, Дос Кошим, председатель республиканского движения «Ұлт тағдыры», в северных областях страны, агитируя славянское население отдавать своих детей в казахские школы, чтобы они впоследствии не остались за бортом жизни. 

И надо признать, что представители разных этносов все чаще стали отдавать своих детей в казахские школы. 

Одним из главных факторов обучения государственному языку, конечно же, является его изучение с детского сада. В этом плане ситуация обнадеживающая: 70% детских садов и мини-центров в стране ведут обучение на казахском языке. И в последние годы представители многих этнических групп стали отдавать своих детей в казахские группы.

Оказалось, в популяризации государственного языка среди этнических групп большую роль сыграли различные конкурсы по казахскому языку районного, областного и республиканского значения. Немало известных ныне людей через участие в таких конкурсах добились успехов не только в изучении государственного языка, но эти знания помогли им подниматься по карьерной лестнице.  

В свое время в целях дальнейшего развития и популяризации государственного языка запустили челлендж «Ұлы Даланың ұлтаралық тілі», затем под таким названием прошли многочисленные конференции, форумы, собрания среди представителей различных этносов, проживающих в городах, в регионах страны. Эти форумы, конференции также сыграли позитивную роль.

Люди, которые популяризируют язык

В 2020 году президент Касым-Жомарт Токаев сказал о том, как поднять казахский язык до уровня языка межнационального общения: «Нам следует поддерживать и поощрять представителей других этносов, хорошо владеющих казахским языком. Избирать их в парламент и представительные органы, назначать на высокие посты в системе государственной службы, отмечать государственными наградами. Такие люди помогут поднять казахский язык до уровня языка межнационального общения».

Цель такого подхода состоит в том, чтобы популяризировать изучение государственного языка на примере личного опыта представителей разных этнических групп, этнокультурных объединений. 

Что мы можем наблюдать на примере деятельности депутатов парламента РК Геннадия Шиповских, Максима Рожина, Натальи Дементьевой, официального представителя Генеральной прокуратуры РК Оксаны Лоскутовой, телеведущих Майи Веронской, Ирины Тен, Оксаны Петерс и др.

Ныне немало славянских девушек, которые преподают, притом удачно, казахский язык: Виктория Мокроусова, Кристина Бойко, Виктория Дорошко и др. А Елена Романенко является автором книг по изучению казахского языка. Успешно работает известный полиглот и руководитель языкового центра Lingva Ten Владислав Тен.

 Немало блогеров, популяризаторов изучения казахского языка: Александра Мыскина, Алексей Лодочников, Яков Фёдоров, Глеб Пономарев, домбрист-виртуоз и блогер Андрей Фендриков, известный в народе как Акын Акыныч, и др.

В свое время старшее поколение представителей разных этносов показали достойный пример отличного владения казахским языком. Об этом свидетельствуют творчество и жизненный путь таких личностей, как Герольд Бельгер, Асылы Осман, Надежда Лушникова, Татьяна Бурмистрова, Юрий Аравин, Николай Головацкий и многие другие.

Президент Касым-Жомарт Токаев также призвал не высмеивать говорящих по-казахски с ошибками, напротив, все должны поддерживать их. Еще президент выступил за качественные фильмы на казахском языке, дескать, наши кинематографисты недостаточно хорошо работают.

Действительно, хорошие мультфильмы, фильмы на казахском языке – большая проблема. Маленькие дети легко усваивают язык, просматривая мультфильмы, игровые программы. И нередко внимание детей привлекают фильмы на русском языке из-за дефицита фильмов на казахском. По этой причине государство должно уделять большое внимание развитию отечественной анимации.

Отношение окружающих играет большую роль для изучающих язык, поэтому в этом плане следует поддерживать и поощрять представителей других этносов. А вообще казахи – благодарный народ в этом смысле, будут очень рады, когда кто-то не казах с ними говорит на казахском. Это хорошая мотивация говорить на казахском чаще и больше.

Еще большая проблема: задача телевидения делать больше интересных, развлекательных, досуговых, молодежных программ на государственном языке. Особое внимание необходимо уделять качеству, богатству языка ведущих телепрограмм.

Нашему телевидению придется «на ходу» ориентироваться, перестраиваться, потому что мир не стоит на месте, нужно успевать делать современные, интересные программы и готовить их на хорошем казахском языке! Потому что именно через телевидение, через развлекательные программы стоило бы помогать людям в изучении языка, – это уже сложившаяся практика.

Общеизвестно, что на казахском языке традиционно мало представлены журналы, книги научно-популярной и профессиональной направленности. И узловой вопрос развития казахского языка звучит: когда же родной язык станет рабочим языком науки и высоких технологий. Ведь по наблюдениям экспертов, лишь примерно 30% текстовой и мультимедийной информации в наших СМИ представлено на государственном языке. Создателей интеллектуального информационного продукта на казахском языке значительно меньше, чем развлекательного.  

Игровые методы изучения языка

В наше время есть много методов и возможностей изучать казахский язык: групповые занятия, персональные занятия, стажировки, есть специальные центры, есть самоучители, репетиторы и т.д. Есть курсы казахского языка онлайн, видео-уроки и т.д. 

Можно еще поехать на месяц в далекий аул, где говорят только на казахском языке. Такую практику начали использовать лет 10-15 тому назад. Еще была программа «Ауыл тілі» с проживанием и обучением языку в ауле, где еще можно было ознакомиться с обычаями и традициями казахского народа, влиться в его культуру. Проживая в семье, участник программы овладевал навыками устной речи, к тому же на практике знакомился с бытом сельчан. 

Такая практика – проживание в казахской семье в сельской местности с изучением языка – давала хорошие результаты. Например, американцу Джонатану Ридель казахский язык удалось освоить в глухом ауле. 

В этом году русскоязычные подростки из Восточно-Казахстанской области провели 20 дней в казахских семьях Катон-Карагайского района. Целью проекта «Гостевая семья» было погружение в языковую среду для ознакомления с живым казахским языком, традиционной культурой. Ребят также учили игре на домбре и приготовлению национальных блюд.

В последнее время многое делается для изучения государственного языка в русской школе. Однако методика преподавания казахского языка в основной массе в русской аудитории явно устарелая и консервативная, основанная на зазубривании заданных текстов. 

Поэтому развитие устной речи должно занимать важное место в практике преподавания языка. Этому способствуют игры различного рода: ролевые, режиссерские, игры-соревнования, фонетические, лексические и т.д. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки устной речи. Пение так же очень эффективно для изучения языка.

Разнообразие – необходимая черта любого хорошего обучения. Поскольку оно способствует поддержанию интереса к учебе, и преподавателю необходимо постоянно вести активный поиск эффективных средств и приемов работы. 

Это непринужденная игровая ситуация с использованием красочных иллюстраций, заучивание легких стихотворений в основном в песенной форме, «картинная», образная подача значений слов, несложные диалоговые конструкции, простые и интересные ребусы, интересные жизненные ситуации в маленьких рассказах и т.д. Даже грамматику можно подать в игровой, иллюстрированной форме.  

Одним из таких приемов является организация обучения с помощью всевозможных игр, интересных заданий, юмористических песен, которые создают естественные условия для раскрытия коммуникативной функции языка. Среди них можно выделить эффективное использование в процессе овладения языка разные способы, приемы ролевых игр. 

Школьники и студенты часто механически заучивают правила грамматики, а о развитии устной речи, о налаживании общения, диалога между ними заботятся редкие преподаватели. Поэтому современные методики должны вовлекать в процесс обучения, быть яркими, удобными в использовании по принципу легкости и игровой ситуации. 

И для разных возрастных и этнических групп должна быть разная методика, в том числе и для иностранцев. Однако все методики должны иметь какие-то объединяющие звенья, которые в комплексе можно было бы обозначить как «работающий коммуникативный метод».

Замечено, что также волонтеры способны придать необходимый импульс в популяризации казахского языка, они могут различные идеи, проекты воплотить в жизнь. Удачные их наработки можно использовать в школьной и студенческой аудитории. Например, создание материалов для параллельного чтения на основе казахских сказок и эпосов или перевод популярных зарубежных передач на казахский с последующей их ретрансляций на видеохостингах, проведение информационной кампании по созданию дружелюбной языковой среды и поддержка изучающих казахский язык и т.д.

Все вышесказанное и множество других научных знаний о государственном языке необходимо популяризировать. Чтобы перебороть языковой нигилизм – неверие в будущее казахского языка, к сожалению, все еще имеет место в нашем обществе. Государственный язык на деле должен стать объединяющим фактором этносов Казахстана.

Дастан ЕЛДЕС, 

Қазақ үні