Традиционная культура – основа развития РК

Традиционная культура – основа развития РК

Мир кардинально меняется за последнее десятилетие: мы являемся свидетелями слома целых политических, экономических систем, финансовых институтов, крушения и идеологических догм. С 2020 года человечество живет не только в условиях биологической, гибридной, экономической «войны», но и информационной, идеологической (нередко под религиозной риторикой).

                           Причина падения империи Чингиз-кагана

В нынешних условиях особенно страшной представляется «регрессия» духовных ценностей, бездуховная пирамида, на вершине которой стоят мировые господствующие силы. Одним из сильнейших их оружий и являются религиозные организации и секты, с помощью которых можно овладеть сознанием масс.

Наверное, функция государства не должна сводиться к тому, чтобы доводить этот негатив до его созревания и «нарыва» в виде социальных болезней, как религиозный экстремизм и фанатизм, межконфессиональный разлад, многочисленные жертвы сект, идеологический разброд и т.д.

Кстати, у нас немало религиозных организаций, предлагающих образовательные услуги в виде бесплатных курсов изучения иностранных языков, медицинские услуги с последующей «обработкой мозгов» с молчаливого согласия властей и т.д.

В первые годы Независимости мы часто слышали о толерантности казахов, духовном согласии в стране как основе стабильности.

Что такое толерантность? Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим идеям, убеждениям, верованиям, образу жизни. Само слово «толерантность» в Казахстане не знали до перестройки и распада Союза. Мы забыли самые элементарные истины, поэтому с легкостью восприняли внедряемые извне принципы и ценности, которые часто являются таковыми лишь в кавычках. Забыли из-за своей бездуховности и сейчас не можем разобраться в истоках духовного кризиса.

Терпимость традиционно присуща Степи. Еще Рубрук при посещении Орды Мунке-кагана (в 1253-1254 гг.) был поражен соседством храмов разных конфессий, что было немыслимо в Европе с ее крестовыми походами. Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была утверждена законодательно. Ясак (тюркское «Постановления») Чингиз-кагана предписывал чингизидам не отдавать предпочтения никакой религии и равно покровительствовать всем верованиям, оставаясь при этом тенгрианцами.

Тенгрианство, древнейшая религия номадов, наиболее полно отражало верования степняков и отвечало их образу жизни. Кстати, одной из причин распада великой империи, созданной Чингиз-каганом, и было отступление от Ясака как в плане религии (чингизиды стали принимать буддизм, несторианство, ислам и т.д.), так и в образе жизни (переход от полукочевой жизни на постоянное жительство в городах).

Тенгрианство осталось для нас загадкой и постепенно угасло с распадом Монгольской империи, унеся с собой и тайну Чингиз-кагана, поднявшегося над вековыми предрассудками. Возможно, веротерпимость кагана и его преемников была причиной вытеснения и поглощения тенгрианства другими религиями и потери идеологической основы власти и древних эзотерических знаний.

В истории религий есть примеры как позитивного, так и негативного их воздействия на умы людей, не говоря о фактах религиозной экспансии и экстремизма. В прошлые века религия отчасти заменяла государственную идеологию. По этой причине нередко выполняла консолидирующую роль.

К примеру, на Руси в эпоху монгольского владычества русская православная церковь благодаря веротерпимости и поддержке чингизидов сумела не только сплотить русский народ, но и существенно влиять на политику великих русских князей. Недаром Александр Невский, непонятый многими современниками за его союз с Ордой, канонизирован русской православной церковью.

                         Светскому государству – светские законы

После распада СССР основной тренд «холодной войны» Запада сменился на борьбу с «исламским экстремизмом и терроризмом». Эта противостояние затронуло и Казахстан, где некоторые факты вооруженных конфликтов преступников с правоохранительными органами подали общественности как «исламский терроризм».

Но даже если это проявления исламского терроризма, то это плоды толерантности и либерализма религиозного законодательства от 1992 года, по которому бесконтрольно вошло в Казахстан бесчисленное количество религиозных организаций и сект. И это законодательство противоречило Основному законы страны, по которому Казахстан является светским государством.

Оно противоречило и традициям, культуре казахского народа. Исторически казахи не отличались религиозным фанатизмом; этому отчасти препятствовал и кочевой образ жизни, который предполагал свободу от каких-либо догм, «слитность» с природой, а не с книжной религиозной культурой. И ныне появились масса новоявленных «религиозных деятелей», желающих пересмотреть вековые традиции и обычаи казахов.

Многие религиозные культы, пришедшие к нам извне, имеют мало общего с нашей духовной культурой и историей. Некоторые из них несут учения, нарушающие законы нашего государства. В частности, призывы не служить в армии, не защищать страну в случае военных конфликтов. Есть призывы явно экстремистского толка, представляющие угрозу национальной безопасности.

В настоящее время из-за толерантности образовался некий идеологический вакуум в системе воспитательной работы в учебных заведениях всех типов и всех уровней, вооруженных силах, исправительных учреждениях, СМИ, культуре и т. д. А ведь государственная идеология – это работа государственных институтов, а не религиозных организаций.

Были или появятся новые религиозные организации и секты, вы должны их терпеть, а им это и нужно: толерантность не обязывает их знать язык, историю казахского народа, уважать его традиций. Если в любой другой стране подчиняются ее Конституции, соответственно – знают государственный язык и уважают местные обычаи, то у нас идут со своим уставом для создания автономии религиозных организаций. Поэтому необходимо принятие новых программ, предусматривающих усиления светской государственной идеологии, знания государственного языка, истории, культуры казахского народа.

            Толерантность и традиционная культура – несовместимы?

Иными словами, в нашу страну с официально пропагандируемой толерантностью идут вытесненные из других государств секты и религиозные организации. Разнообразие религиозных представлений говорит об их условности, и к ним надо относиться критически. Это касается и исламских религиозных организаций: они несут менталитет, мировоззрение, образ жизни той страны, где их корни, а они нередко отличаются от степного мировоззрения и традиций вплоть до одежды.

Другая угроза от сект – государственная политика и безопасность. По Конституции Казахстан – светское государство и как таковое должно проводить внутреннюю и внешнюю политику. А если крупный чиновник – сторонник той или иной религиозной организации или секты? Наверное, он будет заботиться об интересах той страны, где появилась данная секта, членом которой он является.

Свобода свободе – рознь. Особенно, если в секты попадает молодежь, а тем более дети. Сегодня нет оснований говорить о толерантности казахов, поскольку большинство имеют смутное представление о духовной жизни предков, об этнической истории, традициях и обычаях.

Это называется совсем по-другому. Таким образом, реализованная в свое время в нашей стране «толерантность» ко всему чужому обернулась «нетолерантностью» и произволом по отношению к собственному народу, его духовности, культуре и традициям, что ведет к конфликтам разного характера.

И здесь мы приходим к весьма неутешительному для нас выводу: толерантность фактически означает отказ народу в праве на его духовно-культурный суверенитет. Толерантность, навязываемая в свое время нам Западом, является вирусом, разрушающим наши устои и традиции, которые были выработаны в течение многих столетий, доказавшие свою жизнеспособность и выдержавшие критику временем. Разве мы не имеем свою культуру, традиции, обычаи, менталитет, язык?

Правоохранительные органы, постоянно сталкиваясь с различного рода правонарушениями на религиозной почве, настойчиво выступают за проведение «профилактической работы» среди населения, особенно молодежи. Это свидетельствует о том, что наше общество не готово к быстрым изменениям в духовной сфере, которые, кстати, и не должны быть таковыми: само понятие «традиционная культура» не предполагает «новшеств» религиозного характера.

Необходимо понять и определить, что именно скрывается под толерантностью. Нередко это разработанные для совершенно другого общества и совершенно чуждой культуры «нормы допустимого» (зачастую – радикально противоречащие нашим собственным). И нам предписывается безоговорочно принять их как «общечеловеческие» и «обязательные для всех». Наше право на самобытность и на то, чтобы в нашем доме соблюдались правила, которые установили мы сами, а не чужой дядя, при этом отрицалось вообще.

Поэтому неудивительно, что в казахстанской практике даже на законные требования представителей государственной власти сейчас же организовываются всякие шумные безосновательные пресс-конференции с приглашением представителей международных организаций по защите «прав человека».

К сожалению, у нас в стране острый дефицит разнообразной литературы, не только религиоведческой, но и научно-популярной, художественной, этнографической, а в особенности детской и юношеской. «Познать самого себя» можно лишь при развитой культуре и литературе, для чего необходимо государственное финансирование письменной культуры.

Для сохранения духовного согласия можно только усилением роли традиционной для нашей страны духовной культуры, а также в соответствии с Конституцией РК пропагандой светских ценностей и просветительского атеизма. Необходимо нравственное оздоровление общества от псевдодемократических принципов Запада, которые под видом демократии защищают свои многочисленные религиозные организации, зачастую не признающие законы РК.

Большую опасность представляют и исламские радикальные течения. Это актуально и в контексте январской трагедии в Алматы, где на стороне «заговорщиков» были и многочисленные «салафиты», которые в свое время были под защитой КНБ.

                                                                                       Дастан ЕЛДЕС

                                                                                      qazaquni.kz