Амен Хайдар – основоположник тюркской анимации

Амен Хайдар – основоположник тюркской анимации

Амен Хайдар – основоположник тюркской анимации − родился в 1923 году в Карагандинской области. В семье было 13 детей, 11 из них умерли во время голодомора. Спасаясь, семья переехала в Алматы под крыло Сакена Сейфуллина, но и там были штабеля трупов вдоль улиц. А после ареста Сакена, семья ночью бежала из города.

В декабре 1941 года он со школьной скамьи ушел добровольцем на фронт, где воевал на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Первом Украинском фронтах радистом, связистом. Потом тяжелое ранение в позвоночник. После войны поступил в Алма-Атинское художественное училище, а позже и на художественный факультет ВГИКа. После учебы сразу начал работать художником и режиссером мультипликационного кино на киностудии «Казахфильм» и фактически стал основоположником и родоначальником национальной мультипликации.

«Я столько раз видел смерть, что уже ничего не боюсь. Мог умереть с голоду. Мог погибнуть на войне. Четыре раза мне делали операцию под общим наркозом. Так что я точно знаю: самое удивительное на этом свете − сама жизнь».

После войны Амен стал художником, женился на подруге сестры Валентине, работал в популярном сатирическом журнале «Ара − Шмель», писал картины, рисовал плакаты. Стал отцом.

А в тридцать пять впервые в жизни увидел мультфильм − знаменитый «Бэмби» Уолта Диснея. Смотрел как зачарованный: рисунок на экране не просто оживал, он − разговаривал! Амен ходил на все сеансы подряд и всякий раз не мог оторваться от экрана.

Он понял, кем хочет быть! Сейчас это кажется вполне нормальным − в 35 лет отправиться учиться новой профессии. Но в то время это был возраст зрелости. Отказаться от престижной, хорошо оплачиваемой профессии, на 7-8 лет оставить семью без заработка и заботы ради студенческой скамьи. Чтобы получить профессию, для которой в республике просто нет ниши.

В 1966 году в 43 года Амен возвращается из Москвы с дипломами художника-мультипликатора и режиссера, добивается открытия мультцеха студии «Казахфильм». Приступает к первому проекту − мультфильму по мотивам казахского фольклора «Почему у ласточки хвост рожками». Художниками-мультипликаторами Амен пригласил выпускников Алма-Атинского художественного училища.

Один из них Флобер Муканов вспоминал, как они любили выбраться за город на пленэр, возлечь под яблоней с бутылкой «Солнцедара», поговорить о высоком и вечном, планировали ехать покорять Москву. А тут, как всегда некстати, появлялся пожилой уже (на их взгляд) худющий Амен Хайдар в простенькой одежде с заплаткой на заднем кармане брюк и начинал уговаривать ребят поработать над его фильмом, говорил о значении мультипликации для нации, о казахских детях, которые ждут казахские мультфильмы. Не только молодые, но и взрослые, начальство считали этот проект безумием, а Амена – Дон Кихотом.

В 1967 году мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками» завершен, он получает призы, в том числе в 1974 году бронзовую медаль ΙΙΙ Нью-Йоркского фестиваля анимационных фильмов. Право на показ мультфильма купили десятки стран. Амен Хайдар обожал Бэмби, но для своего фильма-притчи выбрал стиль восточной миниатюры, и, возможно, на него повлияли петроглифы и доисламские тюркские изваяния.

Одна из учениц Амена Хайдара, режиссер театра и мультипликации, заслуженный деятель культуры Республики Горный Алтай Тамара Муканова-Мендошева отмечает, как глубоко, тонко Амен чувствовал ситуацию, окружающих людей, ценил их, как умел уступать проекты, чтобы поддержать, поощрить молодые таланты. Он пробивал проекты под свое имя, а потом под разными предлогами передавал его молодым. Это вообще редкое качество, и особенно редко оно встречается среди творческих людей. Ведь художнику по природе свойственен индивидуализм, без этого он просто не сможет реализоваться.

В 1990-ые годы цеха мультипликации на Казахфильме закрылась. Амен побывал на приеме почти у всех министров культуры, у девяти министров образования. Он объяснял, доказывал, требовал, добился открытия отделения мультипликации в Жургеновке, возрождения цеха, бюджета на первый полнометражный мультфильм.

Амен Хайдар − художник, сказочник − не верил в иллюзии, твердо стоял на ногах. Недаром он создал не только школу анимации в Казахстане, но и много лет находился на руководящих должностях в нашей культуре. Амен Хайдар возглавлял Союз художников Казахстана, был секретарем Союза кинематографистов Казахстана. С 1993 года вел мастерскую мультипликации при Государственном театрально-художественном институте – ныне Академия искусств имени Жургенова. В 2007 году он удостоен титула «Экран Шебері». Правда, жил он в типовой квартирке на улице Саина, в ней принимал важных заграничных гостей. В ней и ушел из жизни в 2015 году.

В фильме Асии Байгожиной, снятом буквально за год до ухода мастера, Амен Хайдар говорит: «У нас, как нации, участь жертв. Год за годом, десятилетие за десятилетием шла ампутация духа. Отсекали одну часть. Потом другую. Третью. Разве это проходит бесследно? К примеру, первую свою грамоту я получил еще в школе. Она была написана арабской вязью. Наши деды ее понимали. Но позже казахский алфавит перевели на латиницу. Старики это уже не освоили. Для детей же прежние тексты остались за семью замками. Едва освоили латиницу − ее заменили кириллицей… И еще. Я отчетливо помню: до войны почти все здесь говорили по-казахски. Наш аул в Акмолинской области был по эту сторону реки Нуры. По другую − поселок Майоровка. Жители его − немцы, переселенцы Поволжья − все поголовно говорили на казахском. После войны все изменилось... Я уже тогда понял, мы можем исчезнуть как народ. Языка мы фактически лишились. Но фольклор − душа наша. Это наши фундаментальные ценности. Их надо попытаться сохранить».

Амен Хайдар говорит о войне, потому что большую часть его жизни тема голодомора была под запретом.

«Анима» по латыни − это «душа», «анимация» − «оживление». «Я выбрал эту профессию, потому что мне − во что бы то ни стало! − надо было, чтобы мои рисунки ожили, заговорили по-казахски. А в исламской культуре нельзя изображать живое. Если ты это сделаешь, на том свете с тебя потребуют, чтобы ты вложил душу в этот рисунок. А так как ты этого не можешь, то будут мучить тебя. Но это был мой выбор».

В 2019 году Мақпал Жұмабай при поддержке аниматоров учредила фестиваль AMEN Animation film festival. По красной дорожке первыми проходят ученики Амена. В 2021 году фестиваль проходил в Туркестане, и открыть его пригласили Тамару Муканову.

Позже турецкие мультипликаторы целовали ей руки в знак почтения, потому что у них самым первым аниматорам сейчас 40-50. Первые мультипликаторы Средней Азии и Поволжья учились у Амена на Казахфильме. А значит Амен Хайдар – основоположник тюркской мультипликации!

Недавно режиссер-аниматор Берик Жунусбек прислал мне видео нашей встречи с Аменом-ага на Казахфильме 2004 года. Так много воды утекло, я не узнала саму себя. В конце 1990-х, когда у нас появилась дочка, я написала статью о том, как не хватает казахских мультфильмов (тогда и старых лент не было в Сети) и детских книг, а в 2004 году перепечатала ее в журнале Рух-Мирас, который издавала при Национальной библиотеке.

Тамара-апай передала ее своему Учителю, а он пригласил обсудить проблемы анимации. Ему было 80, мне 37, но он был готов общаться на равных с любым, использовать любую возможность послужить анимации Казахстана.

А я тогда по поручению Мурата Мухтаровича Ауэзова не только издавала журнал, но и ездила в Астану, делала доклады перед чиновниками и парламентом о стратегии развития культуры. И, казалось, что бардак в нашей сфере преодолим, можно с умом потратить выделяемые ресурсы, дать возможность всем талантам цвести. Нужно только объяснить...

Через год – 100-летие Учителя.

                                                                                                                 Зира НАУРЗБАЕВА

                                                                                                                qazaquni.kz