Как чиновники, зарывая голову в горячий песок, не заметили засухи

Как чиновники, зарывая голову в горячий песок, не заметили засухи

В мире идут кардинальные негативные процессы, вызванные пандемией, карантинами, закрытиями границ, гибридной, биологической, экономической и др. войной. И наше правительство должно было реагировать соответствующим образом на такие вызовы времени, принять программы, меры, выработать общие подходы, чтобы подготовить страну и население к нынешним экстраординарным условиям, открыть новые производства и т.д.

                     Акимат: засухи в Мангистауской области нет

Однако правительством были потрачены умопомрачительные суммы на «борьбу с пандемией» из бюджета, Национального фонда, но без заметных результатов. Из экономического кризиса наше правительство «выходит» лишь повышением цен почти на все товары и услуги, особенно на продукты питания.

Ситуация в РК оказалась намного хуже, чем предполагали раньше – власти неадекватно реагируют на реальные опасности. Оказалось, не засуха – опасность, а как реагируют чиновники на засуху.

В Мангистауской области не вводили режим чрезвычайной ситуации из-за небывалой засухи, при этом чиновники учитывали не реальные факты, а некие «бумажные» критерии. Оказалось, для введения режима ЧС в области в течение 20 дней должна сохраняться относительная влажность воздуха не более 30%, а водозабор почвенного покрова должен составлять более 35 мм и вызывать повреждения растений.

Как заявил в середине июля заместитель руководителя департамента по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области Бекболат Абдыкадыров: «С акимата неоднократно поступали письма о предоставлении информации, сложившейся на территории Мангистауской области. И в соответствии с той информацией, которая поступала нам с «Казгидромета», согласно установленных критериев, тот случай, который происходит сейчас в Мангистауская области, к «Засухе» не относится».

То есть, для чиновников истощенный или погибший скот, выжженная степь, высохшие водопои – не аргументы для признания засухи, а 30% влажности воздуха. И местные органы на основе этих данных решили, что засухи нет, соответственно не будет режима ЧС! Сельчане говорили о небывалой засухе и гибели скота из-за отсутствия кормов, а акимат – нет никакой засухи, всё в норме!

Видимо, местным чиновникам невдомек, что рядом с Мангистауской областью – Каспийское море, и по этой причине влажность воздуха может отличаться от нормы. И такая реакция чиновников – зарываться с головой в горячий песок и не видеть реальное положение в сельском хозяйстве, экономике – характерна не только для Мангистауской области.

Когда в регионах с экстремальной засухой стал гибнуть домашний скот, на данные «Казгидромета» надеялись и чиновники Минсельхоз. Например, вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов назвал такие условия для введения чрезвычайной ситуации: «Вопрос ЧС будет рассматриваться, но все зависит от осадков. Мы посмотрим на июльские осадки, у нас, как правило, традиционно в июле проходят осадки, они нужны и для посевов, в том числе для кормов. По данным Казгидромета, вроде бы у нас осадки около нормы должны пройти. Если этих осадков не будет, конечно, вопросы ЧС будут рассматриваться».

Любой сельчанин скажет, что после засухи весной и в начале лета небольшие дожди в середине или конце лета не играют существенной роли.

Что говорить, если даже исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев в конце лета посчитал, что отдельные эксперты и аналитики, высказывающиеся по вопросам сельского хозяйства, спровоцировали рост цен на корма для животных!

Неужели чиновники такого уровня не видели простую причинно-следственную связь: засуха в РК вызвала дефицит сена и кормов, что вызвало рост цен на них. Ведь засуха была не только в Мангистауской области, где скот ел картон и бумагу. Например, даже сельчане в Алматинской области говорили: из-за засухи нет травы для выпаса скота, а корма подорожали в 2 раза, наверное, придется резать коров – кто будет себе в убыток их содержать.

Этим летом несколько регионов страны охватила сильная засуха. Особенно пострадали Мангистауская и Кызылординская области, а также в разной степени Туркестанская, Жамбылская, Костанайская, Карагандинская и Алматинская области, отдельные районы Актюбинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской областей и др.

«Ситуация усугубилась из-за неблагоприятных погодных условий и неэффективного прогнозирования. Только в Мангистауской области количество погибшего скота достигло трех тысяч. Акиматами и Министерством сельского хозяйства не были приняты правильные решения», – заявил президент Касым-Жомарт Токаев 10 июля.

Нынешнюю засуху всеми средствами не хотело признавать наше правительство и чиновники на местах, чтобы не вводить ЧС хотя бы в пострадавших регионах и не помогать им. Даже в России, где не было падежа скота, в некоторых регионах ввели ЧС.

             И Минсельхоз обратилось к населению с просьбой помочь…

Что мешало Минсельхоз, правительству выделить средства и организовать помощь, призвав предприятия, горожан, армию и т.д., как делали в советское время?

Например, в 1975 году в Казахстане умело организовали борьбу с засухой, и она приобрела всенародный характер.

Начали поиски подземных вод, около 700 новых скважин стали питать водой землю в пострадавших областях, на пастбища протянули водоводы. Перепахивали погибшие культуры и заново засевали. На помощь сельчанам пришли десятки тысяч горожан. Людей отправляли косить траву там, где не могли проехать машины.

В городах и промышленных центрах пенсионеры, студенты и школьники собирали траву в парках и скверах. В озерах и болотах косили камыши, используя даже моторные лодки, и готовили из них муку и гранулы. Из веток, винограда и хвои готовили корма для животных и птиц. В качестве кормовых запасов использовались свекла, картофель, помидоры и стебли подсолнечника.

Были построены 1750 кормоцехов для заготовки кормов из грубых кормов.

У нас же всё было наоборот: чиновники Минсельхоз обратились к населению с просьбой помочь пострадавшим от засухи! Это притом, что казахстанцы помогали и без этого обращения. Волонтеры со всего Казахстана откликнулись на призыв жителя Туркестанской области Курмета Талапкызы, который организовал сенокос для западных регионов страны.

К тому же у нас вроде хотят принять законопроект, ограничивающий количество домашнего скота.

Фермеры, потерявшие скот из-за засухи, призвали правительство объявить режим чрезвычайной ситуации и оказать реальную помощь пострадавшим. Ведь о наступлении джута было известно еще весной, и было время подготовиться к нему. Однако чиновники надеялись на авось и не утруждали себя поиском воды – оказалось, было сокращено субсидирование на бурение скважин.

«Размер субсидий, выделяемых на бурение скважин, был сокращен с 80% до 50%. Правительству нужно пересмотреть это решение и увеличить до 80% объемы возмещения средств для Мангистауской и Кызылординской областей. Уполномоченное министерство должно внести научно обоснованные предложения по развитию сельского хозяйства в пустынных районах. Изучите передовой международный опыт, особенно опыт Израиля», – заявил К. Токаев, обращаясь к участникам совещания в Актау 22 сентября.

Засуха, которая затронула в нынешнем году многие страны, актуализировала проблему поиска водных источников, и ныне она является основным проявлением изменения климата. Климатический кризис в водной среде в виде дефицита воды существенно влияет на социально-экономические и экологические условия.

И своевременные действия правительства на изменения климата способны предотвратить продовольственную и гуманитарную катастрофу, решить экологические проблемы.

                  Подземные воды – шанс противостоять засухе

Например, климатические изменения, а также нерациональное ведение сельского хозяйства в ряде районов Казахстана привели к проблеме дефицита воды, а также к опустыниванию, сокращению продуктивных земель, эрозии почв, потере гумуса и т.д. Уменьшение водных ресурсов привело к дисбалансу в сельском хозяйстве, что сказалось на благосостоянии и здоровье сельских жителей, а также на экологии.

Заметным явлением в последние годы является высыхание пастбищ и снижение доступа скота к источникам воды, что мы наблюдали и в этом году. Не говоря о том, что дефицит воды ограничивает социально-экономический рост.

В целом на Казахстан надвигается засуха из-за глобального изменения климата, что приведет к дефициту питьевой и поливной воды, сокращению посевов кормовых и бахчевых, наступлению песков, дефициту электроэнергии. Если правительство не способно адекватно реагировать, перестраивать политику и экономику, то многие регионы страны ждут через 30-50 лет запустение.

Тут нужны самые передовые и апробированные методы очищения воды, полива полей, новые скважины, внедрение зеленой экономики.

В данной критической ситуации правительству необходимо обратить внимание на резервы подземных вод, с помощью которых во многих регионах реально можно восстановить водный баланс, решить проблему питьевой воды, поднять сельское хозяйство и провести озеленение местности.

Подземные воды дают реальный шанс противостоять опустыниванию, засухе и другим негативным последствиям изменения климата. При рациональном и научном подходе и использовании подземные воды – восполняемый ресурс. К тому же по сравнению с открытыми, поверхностными водными источниками они меньше подвержены загрязнениям и обладают лучшими качествами.

Например, в песках Кокжиде, в Магалжарском районе Актюбинской области, на глубине 150 метров находится подземное море с огромными запасами пресной воды. Запасы его оцениваются почти в 1,8 миллиарда кубометров.

Его запасы могут принести пользу не только Актюбинской области, но и западному Казахстану в целом, где засухи нередки. К тому же эти запасы восполняемы. В области давно используют пресные подземные воды из-за мелководности рек и солености озер.

Маловодье в этом году привело к проблемам водоснабжения населенных пунктов в Западно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областях, где наблюдается опустынивание лиманных сенокосов и пастбищ. В Мангистауской области это привело к гибели домашнего скота, и из-за отсутствия корма и источников водопоя жители сел избавляются от него.

                                                                                                      Дастан ЕЛДЕС

                                                                                                      qazaquni.kz