Гибель детей в Астане – сбой социальной модели

4 февраля в пожаре Астане погибли пятеро детей из одной семьи! Из-за того, что родители должны были работать и днем, и ночью, чтобы прокормить семью. Старшей из них было 13 лет, младшей – всего 11 месяцев. Весь Казахстан сочувствовал родителям погибших детей. Соседка семьи сказала, что не знает, как к ним подойти, какими словами их утешать. Все понимали, что им придется теперь с этим жить. Сбой социальной модели А до этого 9 января в дачном пригороде Кызылорды «Наурыз» загорелась мебель, вскоре огонь перебрался на потолок. До прибытия пожарных родные вынесли из дома трех мальчиков, которые надышались угарным газом, все трое умерли в больнице, братьям было 4, 6 и 7 лет. В тот же день в Талдыкоргане от угарного газа погибли три человека, двое из которых дети. Согласно данным Комитета по ЧС, количество пожаров по республике за 2018 г. составило 9 595, в них погибло 322 человека, в том числе 34 ребенка. Цифры за 2018 г. ниже, чем за 2017 – тогда погибло 44 ребенка, а пожаров было 10 269. Сколько еще детских жертв должна собрать смерть, чтобы правительство научилось понимать причины и следствия таких событий?! Почему в нашей стране женщины не могут себе позволить ухаживать за детьми, а вынуждены работать, оставляя своих детей без присмотра? И это в небедной стране, где находят миллиарды долларов на всевозможные ЭКСПО, банки, саммиты, различные мероприятия, пантеоны и т.д., а на матерей и их детей оставляют крохи. В некоторых западных странах подобного рода трагедии ведут за собой законодательные изменения, многие из которых затрагивают истинные их причины, а не так, как у нас – наказывать владельцев времянок, штрафовать и запрещать. Обсуждая трагедию в Астане, некоторые люди дошли до того, что обвиняют в гибели детей их родителей. Даже были намеки, что могут завести уголовное дело на убитого горем отца пятерых детей. Смерть детей от пожара – это результат бездарной политики государства в социальной, демографической, миграционной сфере, жилищного права. Ведь кризисные явления в независимом Казахстане особенно сильно ударили по регионам, малым городам, сельскому хозяйству, инфраструктуре села, социальному обеспечению, доходам сельчан, среди которых много безработных. Что породило поток мигрантов в крупные города. Все это сдерживал и сдерживает демографический рост. Корреляция между экономикой и демографией особенно прослеживается на примере села. Основными «центрами притяжения» сельских и городских мигрантов являлись и являются города Астана и Алматы, где обосновались в надежде на лучшую жизнь тысячи молодых семей, снимая времянки, комнаты в общежитиях, квартиры. И эта печальная тенденция тянется с первых лет независимости. Ее кульминацией явились события в июле 2006 г. в Алматы, когда акимат приступил к сносу «незаконных» домов в «Бакае», «Шаныраке». Но полиция столкнулась с ожесточенным сопротивлением жителей. Они вооружились «коктейлями Молотова», сожгли следователя и пожарную машину. Хотя впоследствии жизнь в «Шаныраках» худо-бедно наладилась, проблема «социальных аутсайдеров» не решилась. Правительству давно пора принять соответствующие меры для решения проблем многодетных семей. Как отметил заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Ерлан Саиров: «Нам следует разработать концепцию социально-демографического развития страны. У нас многодетными считаются семьи, имеющие 4 и более детей. Таких семей насчитывается более 250 тысяч. Следует решить следующие вопросы. 1. Многодетным семьям, воспитывающим 7 и более детей, государством должна быть гарантирована жилплощадь. 2. Мать-домохозяйка, которая воспитывает 4 и более детей, должна получать довольствие от государства минимум на уровне МЗП, которая сегодня составляет 42 500 тенге, процесс воспитания детей должен зачитываться как трудовой стаж. 3. Дети, которые воспитываются в многодетных семьях, должны гарантированно иметь право получения грантов на обучение профобразованию (колледж, СУЗ, ВУЗ). 4. Отец семейства в подобных случаях должен быть обеспечен гарантированным трудоустройством». Демография – это вопрос национальной безопасности В конце концов, это вопрос национальной безопасности и будущего нашего государства. Странно даже поднимать вопросы демографии, государственной поддержки рождаемости, многодетных семей в республике, пережившей небывалый в мировой истории голодомор и геноцид, в результате которого численность казахов в мирное время (!) сократилось более чем наполовину, т.е. умер от голода каждый второй казах, а их четвертая часть бежала в соседние страны. В голодоморе 30-х гг. погибло 2 млн 300 тысяч казахов и 200 тысяч представителей других национальностей (М.Тәтiмов. Қазақ әлемi. Алматы, 1993). А общее количество погибших только от голода за советский период составляет около 4 млн (!) человек или около 65% от численности досоветского времени. Сегодня нас чуть больше 10 млн. По сути, мы вымирающий народ, у которого катастрофическая ситуация с семьями (разводы) и демографией. И государство в этой связи просто обязано поддерживать многодетные семьи, это должно быть стратегическим приоритетом! Вспомните советское детство. Дети из многодетных семей были на особом учете: им покупали за счет государства одежду, местные органы регулярно знакомились с их жилищными условиями и т.д. Были хорошие детские пособия. Многодетные семьи получали квартиры в первую очередь. Построив «капитализм», у нас полностью забыли о справедливой социальной системе. Ныне у нас система, ориентированная на схему «спасение утопающих – дело самих утопающих», «это их выбор». Почему власти Астаны не смогли адекватно отнестись к человеческому горю? Даже в такой ситуации хотели себя обелить – скажите еще, что предлагали пострадавшим квартиру и материальную помощь, а они отказались, потому что были обеспеченными, не малоимущими! Люди жили в 30 кв. м. с 5 детьми – а власти: не малоимущие! Если в советское время строились поселки городского типа, стирая грани между селом и городом, то ныне разница в развитии села и города дошла до предела, многие сельские жители оказались в «социальных аутсайдерах». Если в советское время городские и сельские жители могли жениться или выйти замуж и уехать жить в село, то современные городские девушки предпочитают не выходить замуж, чем поехать в село и жить там в семье мужа. Большая проблема в РК – низкая рождаемость и бесплодие. Для повышения демографии в семье необходимо иметь больше двух детей, но основная масса городских жителей в последние годы не могут завести не то что третьего или четвертого ребенка, но и даже второго. Причиной этому стали несколько факторов: жилищный вопрос, рост цен при фактической заморозке заработных плат, и как следствие неуверенность в возможности «прокормить» большую семью, слабое здоровье, снижение моральных ценностей. Несомненно, государство выделяет средства для решения этих проблем. Запускаются жилищные программы и программы по бесплатному медицинскому обследованию, но этого недостаточно. Необходимо структурно подойти к данным проблемам, т. к. данные вопросы напрямую влияют на демографию, а соответственно и на национальную безопасность. Решение жилищной проблемы Демография напрямую связана с жилищной темой. В свое время государство обещало всем нуждающимся 10 соток под жилищное строительство, но по неизвестным причинам этот проект заглох – мол, нет свободной земли. Юрист Руслан Тусупбеков считает, что по многим объективным причинам этот проект сейчас востребован, который решит жилищную проблему: «Очень просто – раздать землю народу под ИЖС. На сегодняшний день по Казахстану подано около 1,5 млн. заявлений на бесплатное предоставление земли – в земле нуждается более 1,5 млн. человек. На 1,5 млн. человек нужно всего 150 тысяч гектаров земли или 1500 кв. км. Еще столько же земли уйдет на дороги, социальные объекты, т. е. на инфраструктуру. В целом необходимо всего 3000 кв. км. Это территория равная примерно таким четырем городам, как Алматы. При площади страны около 3 млн. кв. км – это не проблема. Разумеется, все это не в одном месте, а как минимум в 15-20 местах – пригороды Алматы, Астаны, Шымкента, Актобе, Караганды и др. Также заявления подаются неравномерно, в Астане и Алматы больше желающих. Противники раздачи земли говорят, что в Астане нет земель. Это не так, даже в столице земли достаточно. К примеру, на строительство пантеона выделили 1000 гектаров, а это 10 тысяч участков по 10 соток. Я не к тому, что зря выделили – земли много и хватит ее всем: и живым, и мертвым. Еще один аргумент противников: нет инфраструктуры. Так государство для того и существует, чтобы эту инфраструктуру создавать – это его социально-экономическая функция. Почему наше правительство уперлось в этом вопросе? Ведь раздача земли сильно снизила бы градус социальной напряженности. Тем более люди сами будут строиться, не прося помощи у государства. Да и инфраструктура нужна минимальная. 10 лет назад нашему правительству раздача земли не была выгодна. Было выгодно создать искусственный ажиотаж на недвижимость, посадить все население на кредиты, развивать строительство, поскольку и банки и строительный сектор были аффилированы с людьми, у которых было слишком много нефтяных денег. Но сейчас-то что? Нефть упала, легких денег никогда уже не будет, строительство накрылось. В этих условиях у государства есть только один выход – раздача земли. Иначе мы получим новый виток социального недовольства. Проблема земли (жилья) создана искусственно. У нас и так из 9 млн. трудоспособного населения 7 млн. сидят на кредитах. Из этого числа 2 с лишним млн. – это те, кто уже просрочил оплату на три месяца и более. Последние события в Астане доказывают – народ доводить уже нельзя. Взрыв возможен в любой момент. Если у властей осталось хоть капля чувства самосохранения, то необходимо срочно раздать землю народу».

Дастан ЕЛДЕС

qazquni.kz