Казахстан – светское или религиозное государство?

Новый год в Казахстане начался очередной «войной» в религиозной сфере. Одна случилась в Актобе, где который год идет конфликт руководителей школ с родителями школьниц в хиджабах. Четыре женщины в никабах совершили намаз у ворот школы, на снегу. Женщины пришли на встречу с депутатом Мажилиса Бакытбеком Смагулом, которая прошла в 56-й средней школе Актобе. Они хотели оспорить запрет на ношение учениками религиозной одежды. Другая «волна» случилась в социальных сетях, где выложили видео с муллой Ризабек Батталулы, который учил прихожан, как следует бить жену: не наносить травмы и переломы, поэтому лучше бить камчой по бедрам.

Спецшколы для девочек в хиджабах? В последнее десятилетие у многих директоров школ в регионах страны головной болью стало ношение школьницами хиджабов в стенах учебного заведения. Проблема ношения хиджаба остро стоит не только в высших учебных заведениях, но и в средней школе, где есть утвержденная школьная форма. По Конституции наше государство – светское, школы – светские, с едиными правилами для всех школьников, в том числе и с единой школьной одеждой. У нас есть закон «Об образовании» и есть устав школ. В уставе есть пункт о том, что нельзя ходить в школу в религиозной одежде. С 2008 года пишу статьи по религиозной тематике, в частности в газете «Жас қазақ үні» в начале 2009 года была опубликована серия статей под названием «Религиозные «войны» в Казахстане». С тех пор прошло 10 лет, но проблема осталась, более того, проблема усугубилась: шло усиление религиозности населения, салафитского влияния, шариата. И теперь «благодаря» сверхлиберальному закону о религии от 1992 года власть получила дополнительную головную боль в виде многочисленных сект, не имея при этом определенной информации об их деятельности вплоть до численности их последователей! Из-за дефицита грамотных специалистов в области религии, соответствующих институтов государство не в состоянии определять контуры будущего этого «terra incognito». Чтобы выйти из этой «зоны неизвестности», власть решила исправить свою оплошность путем запоздалого ужесточения религиозного законодательства, но пока без успеха. Несмотря на светские законы республики, светское образование число сторонников хиджаба у нас с каждым годом растет. Их стала поддерживать некоторая часть юристов, правозащитников, общественных деятелей и т.д. Некоторые родители даже подавали в суд на министерство образования из-за того, что их дочерей не впускали на занятия в платках. А в Актобе группа родителей, которая встречалась с депутатом Мажилиса парламента, обратилась к властям с просьбой рассмотреть возможность строительства спецшколы. Некоторые из них пожаловались, что с начала новой учебной четверти их дочери не посещают школу. Власти их услышали. Министр по делам религий и гражданского общества Казахстана Нурлан Ермекбаев не исключил возможности создания специальных школ для детей, носящих мусульманские платки. Об этом он сказал 16 января в Астане после правительственной встречи, комментируя просьбы некоторых родителей в Актюбинской области открыть спецшколы для их дочерей, которые не посещают занятия в школе из-за «спора вокруг ношения платков». «Для открытия подобных школ в настоящее время имеются условия. Если родители отправляют дочерей в школы в платках или в хиджабах, то они вправе открыть подобные частные школы, самоорганизовавшись и занявшись поиском спонсоров», – отметил министр (rus.azattyq.org.). Кстати, возможное открытие «мусульманских» спецшкол, пусть даже частных, противоречит положению Конституции о светскости нашего государства, положению об общеобязательном стандарте образования.

Чему учат молодежь наши имамы? Оказалось, Ризабек Батталулы, учивший парней «грамотно» бить своих жен, работает преподавателем в университете «Нур Мубарак», где готовят теологов, имамов и др. Т.е. это не простой человек, а преподаватель, работающий с молодежью. Кстати, в своем выступлении он ссылался на шариат, который противоречит Конституции страны. В связи с его выступлением удивил комментарий представителя Духовного управления мусульман Казахстана. В частности, заведующий отделом пропаганды и связей с общественностью ДУМК Алтынбек Утысханулы отметил: «Конечно, то, что было сказано на видео – неверные выводы, и воспринимают его люди неправильно. Теологом это было сказано в порывах эмоций, необдуманно. Надо понимать, что такого в Коране нет. Тем более, сейчас столько разводов в нашей стране, и мы считаем, что в такой ситуации сказанное на видео не только неправильным, но и неприемлемым» (tengrinews.kz). Однако Ризабек Батталулы говорил обдуманно, при этом не раз, тем более такое имеется в Коране. В 34-ом аяте суры «Женщины» говорится о битье и наказании женщин. «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них». Конституция РК и закон РК «О семье и браке» говорит о равных правах мужчин и женщин в семье, мужчины не являются попечителями женщин, но одной из больших проблем в казахстанской семье является бытовое насилие. Светскому государству – светское образование За последнее десятилетие у нас религия проявляет себя в различных учебных заведениях. В частности, в учебных заведениях, открытых при посредстве Турции, арабских стран. Нередко оразу держат даже школьники в обычных школах, хотя с точки зрения медицины это вредно для растущего организма. С малых лет дети посещают мечети и церкви. Самое прискорбное в этой ситуации заключается в том, что все негативное в духовной сфере, негативное отношение к Казахстану и его народу через деструктивные секты, как губка, впитывает молодежь, нередко даже дети. С малых лет в неокрепшее сознание вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Недаром в казахстанских «террористах» – молодежь. К тому же у нас ввели в школьное образование изучение основ религии. Хотя это противоречит Конституции, по которой наша страна – светское государство, в котором религия отделена от государства. Это положение Основного закона должно определять государственную политику в области религиозных отношений, в области среднего и высшего образования, развития науки, государственной идеологии. Поэтому в школах должны давать светское образование, научные представления о мире, научный атеизм. Но в силу неразвитости местных СМИ, разнообразной литературы, в целом информационного кризиса легче ввести религиозную и информационную экспансию. Большинство религиозных организаций и сект отрицательно относятся к науке, к высшему образованию. Нередко адептам разрешается читать только их литературу. Это обстоятельство является одним из причин падения уровня школьного и вузовского образования. А ведь у нас на государственном уровне отмечают религиозные праздники, для которых выделяются выходные дни, официальные лица участвуют в религиозных съездах, мероприятиях, при открытии религиозных сооружений, с помощью зарубежных государств или организаций строились мечети, церкви, синагоги, храмы, за рубежом готовились священнослужители или приезжали многочисленные миссионеры и т.д. Т.е. на государственном уровне поддерживалось развитие и усиление религиозности населения, религиозное влияние из-за рубежа. Атеизм соответствует уровню жизни. Иными словами, атеизм присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом. Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе атеизма. Отрицательная корреляция между IQ и религиозностью также была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен религиозный опыт африканских стран. Браки заключаются в мечетях? Усиление религиозности населения привело к случаям незаконного заключения браков и разводов без соответствующих учетов в органах юстиции, которые широко используются приверженцами нетрадиционных религиозных течений. В СМИ писали, что в Казахстане набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак» («развод»), разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок. Кстати, в соседнем Кыргызстане многие браки в сельской местности заключаются с помощью неке – обряда мусульманского бракосочетания. Между тем наше законодательство не признает неке – лишь регистрация брака в органах РАГС (регистрация актов гражданского состояния). Впрочем, распространение «священных браков» неудивительно в контексте известной «токализации» – практики неофициальных жен (любовниц), распространенной в среде состоятельных граждан. Соответствующее отношение государства и населения к институту семьи привело к росту числа разводов – наша страна по их количеству находится на 10 (!) месте в мире. Наверное, функция государства не должна сводиться к тому, чтобы доводить негатив до его созревания и «нарыва» в виде социальной болезни. В Узбекистане и Таджикистане пошли по пути ужесточения религиозного законодательства: запретили чиновникам, школьникам посещать мечети (во время работы и учебы), запретили ношение хиджаба, настоятельно рекомендуют сбривать бороды и т.д. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz