"ҚАЗАҚ ҮНІ" - ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ҮЗДІК ИНТЕРНЕТ САЙТ БАЙҚАУЫНЫҢ ЖЕҢІМПАЗЫ!!!

Хаким Омар: Почему богатые казахи имели несколько жен

Почему раньше у нас не было детских домов, а богатые казахи имели несколько жен? Почему токал не скрывала свои отношения от людей? Почему не было одиноких женщин? О роли рода в системе семейных ценностей, о традиционной семье казахов и т.д. мы беседуем с писателем, исследователем, директором издательства «Темірқазық» Хакимом Нурланулы Омаром.
…Как-то прочитал в «Плетеньях чепухи» аксакала нашей литературы Герольда Бельгера глубокий анализ рассказа-эссе «Паук» (1984 г.) Хакима Омара, опубликованного в 2011 г. в его книге «Демб». Прочитав рассказ, можно полностью согласиться с оценкой Герольда Карловича – образность, философичность, «поток сознания», кафкианские мотивы в рассказе доведены до совершенства.
Хаким Омар известен и как исследователь казахской истории – его исследования опубликованы в журналах «Жұлдыз», «Жалын», «Тамыр», в «Вестнике» АН РК и других изданиях. Одно из его известных исследований – «Янтарное перо Адольфа Янушкевича» – опубликовано и за рубежом. Есть и мемуарная вещь – «Тектіден туған тұлғалар». В 2014 году под редакцией Омара вышло фундаментальное исследование «Алтай шежіресі». Пишет на русском и казахском языках.

Глобализация уничтожает традиционные узы

– Хаке, Вы долгое время занимаетесь генеалогией казахов. Какое место занимает шежире в жизни казахов?
– Огромное. Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Мощь генеалогического дерева покоится на внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации.
– Вы – редактор и издатель исследования «Алтай шежіресі». Вы продвигаете идею подъема национального развития через возрождение традиционных моделей казахского общества?
– Феномен рода и сегодня будоражит сознание людей. Его ростки, проростая через щели несовершенных общественных структур, заявляют миру о вечных ценностях родственных уз, которые могут стать важным аспектом развития социальности, обретения сплоченности и солидарности. Род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис.
Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем. В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого.

Сто лет одиночества

– В век глобализации и интеграции очень трудно представить живучесть ценностей семьи и рода…
– Тем не менее знать имена своих предков до седьмого поколения назубок – заповедь аксакалов. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Ведь дело не ограничивается простым перечислением имен предков, но и знанием, чем был известен тот или иной предок; это и есть интеллектуальная преемственность поколений, передача семейной и родовой информации.
Процесс модернизации общества разрушает традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Трансформация происходит во всех сферах жизни человека.
В традиционном кочевом обществе во главу угла всегда ставились семейные родовые отношения. У нас не было сирот, детских домов, дети не оставались на улице, их не бросали – при смерти родителей детей брали родственники; чем больше детей, тем сильнее были семья и род. Род и семья на себя брали все функции, социальные обязательства. Сейчас эти функции взяло на себя государство: детские дома, дома для престарелых, пенсионное обеспечение и т.д. Но это в известной мере разрушило традиционную семью.
Кочевое общество постоянно было заинтересовано в увеличении своей численности, это краеугольный камень его развития. Если в клане насчитывается достаточное количество людей, с ним будут считаться. Если род малочисленный, то и отношение соответствующее. Поэтому родовые правители всегда старались укреплять семьи и род. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Даже брали к себе найденышей, детей со стороны – воспитывали, давали имя своего клана, и они росли полноценными людьми. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, аменгерства (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов. Если умирал один из братьев, и чтобы его дети воспитывались внутри клана, вдова могла выйти замуж за другого брата.
В наше время общество, отринув человека, живет само по себе, человек лишен инструмента адаптации к сложнейшим явлениям стремительно меняющегося окружения. В этом беспредельном распаде мира кроется для человека самая большая угроза – неустроенность жизни, неопределенность социальной среды, отчужденность от происходящих процессов. Неудивительно, что современный человек подвержен постоянному экзистенциальному кризису.
Сегодня человек живет в обществе, где отсутствуют люди. Одинокий человек всегда напоминает обществу о неприятии какой-то части общих устремлений и о тлеющей агрессии в сознании человека. Общество живет мыслью о возможной угрозе со стороны индивида, противопоставившего себя социуму. В глубоких недрах одиночества зреют самые антиестественные инстинкты, которые разрушают внутреннюю прочность личности. Не все выдерживают гнет одиночества, бесконечное томление отвергнутой души. Экстремальные «термодинамические» процессы, происходящие в голове человека, через какое-то время достигают точки кипения, и он начинает метаться в поисках выхода. И тогда все зависит от темперамента личности, который решает, в какой мере и каким образом проявится сила выброса энергии.
– Неужели человек вне рода и семьи теряет и смысл жизни, и свое предназначение?
– Дело не в роде (и семье), а в ценностях, которые имеются в нем – биографические, мифологические, исторические и т.д. Глобальный натиск западной цивилизации оставил глубокие следы и в нашем сознании, мы чуть не лишились своей фундаментальной основы – традиционной системы организации общества, основанной на базе кровных уз. Ее главное достижение – общественный дух, общинная солидарность.
Приоритет индивидуальной свободы, ставший жизненным принципом европейской цивилизации, казалось, должен был вывести человека к новым горизонтам восприятия окружающего, чтобы по-новому истолковать концепцию жизни. Но, к сожалению, этот ошибочный постулат привел к неожиданному результату – кризису индивидуума, к социальной меланхолии человека, а его неограниченная свобода превратилась в проблему – неспособность реально воспринимать действительность. Человек, оказавшись наедине с самим собой, испытал все тяготы отрешенности, отверженности. Он попал в собственную ловушку.
Истина в том, что если общество отвернулось от человека, то он вонзает нож в его спину. Одиночество – тяжелое испытание. Кто-то остается один в силу жизненных обстоятельств, а кто-то осознанно, чтобы испытать силу духа, сойдясь врукопашную с одиночеством. Но никто не может противостоять разрушительной силе одиночества, даже пророки после долгого уединения выходили к людям.
Кто-то еще больше замыкается в себе, даже пытается свести счеты с жизнью, кто-то берет в руки оружие и расстреливает людей, указуя, что действие общества бумерангом возвращается к нему. Для отчаявшегося уже безразлично, в какой форме это происходит. Вот почему в последнее время в информационных сводках западных стран, в особенности США, мы часто слышим о кровавых событиях, учиненных одиноким преступником.

Чем отличалась токал от нынешней содержанки?

– Что с нами произошло?
– К нашему несчастью, мы потеряли основу традиционной казахской семьи, когда произошла революция и укоренилась советская идеология. В нашем сознании все изменилось. Например, в дореволюционной модели токал была естественным членом общества. В наше время стали тоже говорить о токал. Но сегодня это другое, я считаю, что они не являются вторыми, третьими женами, а скорее, сожительницами или любовницами. Но не токал. И теперь говорить о байбише и токал нельзя говорить в том смысле, когда существовало традиционное общество. Кто такие токал в прошлом? Это практически наши матери, благодаря им состоялась казахская нация. Один Абылай-хан имел 38 сыновей, не считая дочерей. Конечно, их не могла родить одна женщина.
– Чем отличалась токал от нынешней содержанки?
– У традиционной токал была своя отдельная юрта, хозяйство, свита. Не нужно было скрывать свои отношения от старшей жены, от общества – ее статус был полностью легальным. Чего не скажешь о современных токал.
Женщина приходила не только в узкую семью в нашем традиционном понимании, она приходила в род. Ее жизнь была направлена на укрепление мощи клана, она всегда была в контексте общественной жизни. Токал – это женщина, которая имела свой статус, брачный, социальный.
В те времена получить статус токал можно было по обоюдному согласию сторон. То есть это был в равной степени выбор как женщины, так и мужчины. Женщина могла отказаться стать токал. Но, как правило, такие отношения предлагали очень известные, состоявшиеся люди, элита общества – родоправители, известные батыры, крупные баи. Именно они могли себе позволить содержать нескольких жен.
В степи всегда чувствовался дефицит людского ресурса, поэтому улучшение демографии было на первом месте. Для того чтобы нация существовала, нужен определенный коэффициент рождаемости. Численность узбеков с 1990 г. выросла на 10 миллионов, а мы топчемся на месте. У нас приток идет в основном за счет оралманов, а так естественный прирост очень слабый.

Дастан ЕЛДЕС

qazaquni.kz





1 пікір жазылған

Пікір жазу
  1. Қадағалаушы 12 Қаңтар, 2018, 19:03

    Өте дұрыс айтады. Абайдың анасы Ұлжан Құнанбайдың екінші әйелі, яғни тоқалы. Бірақ, олар қазіргідей жеңіл жүрісті әйелдердей емес, бүкіл бір рудың ғана емес, бүкіл қазақтың анасы болған аналар. Тоқалдың о заманда статусы бәйбішемен тең болған, оны да ел анасы деп сыйлаған. Редакцияға осындай мақаланы жариялап отырғаны үшін көп-көп рахмет! Біреудің отбасын ойрандап жүрген кейбір жеңіл жүрісті қыздарымыз соңғы кездері ешбір ұялмастан мен пәленбайдың тоқалымын деп жарияға жар салып жүргені жанымызға батып жүргенін несіне жасыралық. Тәлімді мақаланы оқыған сондай қыздарымыз тоқалдың шын мәніндегі статусын түсінер деген ойдамыз.

    Жауап жазу

Пікір жазу

Сіз не дейсіз?
*