Азат Перуашев - Идея "Алаш" должна объединять казахстанцев

Картинки по запросу азат перуашев

Лидер партии "Ак жол" Азат Перуашев считает, что изучение исторического наследия движения Алаш-Орда не только обогатит знания о прошлом, но и даст толчок к будущему. Отстаивая демократические, передовые ценности, деятели "Алаш" призывали с глубоким уважением относиться к ценностям мирного сосуществования разных народов – и в этом их идеи переплетаются с идеями, на которых строится современный Казахстан, - пишет nomad.su.

- Известно, что партия выдвинула инициативу о праздновании 100-тия партии и правительства "Алаш" на государственном уровне. В прежних интервью вы отмечали, что деятельность "Алаш" созвучна патриотическому акту "Мәңгілік ел", то есть крайне современна. Можно ли подробней рассказать об этой идее?

- На тему 100-летия казахской автономии Алаш-Орда сегодня публикуется немало материалов, и любой думающий человек легко найдет нужную информацию в том же интернете. Другой вопрос, что до сих пор дискуссия о движении "Алаш" в основном является, так сказать, темой "для внутреннего пользования" казахской интеллигенции. Русскоязычная аудитория в основной массе по-прежнему относится к ней с настороженностью и обходится советскими штампами вроде "буржуазного национализма" и "казахской белогвардейщины".

В какой-то мере такие оценки небеспочвенны: действительно, инициаторами партии "Алаш" были видные представители своего народа, нередко из состоятельных семей, получившие образование в российских вузах, некоторые из них были депутатами Государственной думы царской России. Это были настоящие аристократы духа. Но их аристократизм определялся не происхождением, а служением своему народу, что и было центральной идеей движения. Например, лидер Алаш-Орды Алихан Бокейхан был прямым потомком казахских ханов, окончил петербургский Лесной институт, в составе научных экспедиций объездил казахскую степь из края в край, проводя обширные экономические и статистические обследования местных хозяйств. И именно доскональное знание бедственного положения собственного народа сформировало его политические взгляды.

Рядом с Алиханом, дополняя и полемизируя с ним, шли десятки и сотни других прогрессивных людей, причем, не только в партии "Алаш". Одновременно развивались и иные политические движения, например партия "Уш жуз". Да, многие их выступления носили националистический характер, говорили о нуждах казахов и требовали защищать их интересы.

Но, чтобы понять, чем были продиктованы такие запросы, нужно окунуться в атмосферу того времени. Одной из побудительных причин политической активности будущих лидеров Алаш Орды стала резкая активизация российской переселенческой политики при Столыпине, и массовое попрание в ходе нее земельных и гражданских прав местного населения. У казахов повсеместно изымались плодородные земли, сами они вытеснялись в пустынные и безводные места. При этом, местное население не могло рассчитывать и на поиск справедливости, так как в судах обращения на казахском языке игнорировались. Аулы и целые роды, еще вчера владевшие собственными кочевьями, превращались в изгоев и массово голодали. Фактически, тотальные бедствия казахов, приведшие к появлению движения "Алаш", стали предвестником Великого голода, спустя 10-15 лет уничтожившего две трети нашего народа.

На повестке дня самым отчаянным образом стоял вопрос об элементарном выживании казахов, как этноса.

В этих условиях именно будущие алаш-ординцы через созданные ими газеты, сходы населения, петиции властям, публичные выступления – стали голосом своего народа. Множество отчаянных писем, статей, душераздирающих описаний бедствий казахов хранят издания того времени – "Казак", "Ак жол", "Бірлік туы", "Дала уалаятынын газеті" и др.

Пройдя через участие в Госдуме, преследования и тюремные заключения, участники казахского национально-освободительного движения перешли от просветительской деятельности (ярчайшим деятелем которой был Ахмет Байтурсын) – к политической борьбе.

С 1916 г.г., на фоне подавления царскими войсками восстания против насильственной мобилизации казахов на тыловые работы в первой мировой войне, беззакония местных властей переросли в открытую вакханалию. Известны несколько случаев беспричинных нападений на мобилизованных: на одном пункте сбора были убиты больше 100 молодых казахов.

Февральская революция 1917 г. и объявленные выборы во всероссийское Учредительное собрание дали возможность организационного оформления партии "Алаш", инициировавшей создание казахской автономии Алаш Орда.

Но даже при всей национальной ориентированности, руководство движения стремилось обеспечить сохранение и выживание своего народа не за счет других этносов, а вместе с ними. В этом русскоязычному читателю, при желании, нетрудно убедиться: многие свои статьи и воззвания алаш-ординцы писали на русском языке, например, в омских газетах "Иртыш", "Степной край". Сегодня ряд исследователей собрал и систематизировал работы лидеров "Алаш" на языке публикации, государству необходимо лишь их издать и сделать доступными широкому кругу. Уверен, на фоне роста интереса к теме "Алаш" среди казахской молодежи, знакомство русскоязычных читателей с подлинными материалами движения сыграло бы важную роль в укреплении доверия и межэтнического единства народа Казахстана.

В программе Алаш-Орды было четко зафиксировано, что "Всем, кто живет среди казахов, гарантируются их права. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех наций должны быть представлены пропорционально". В составе самого исполнительного комитета (правительства) Алаш 10 мест из 25 было зарезервировано для русских и других народов.

Другой отличительной чертой был официально заявленный в той же программе светский характер и невмешательство религии (ислама) в управление автономией.

Поэтому десятилетиями насаждавшийся миф о "пещерном" национализме деятелей Алаш-Орды – не более чем поздняя выдумка их гонителей. Национализм в идеологии Алаш Орды был, но это был национализм, во-первых, защитный, сродни той соломинке, за которую хватался наш народ на краю своей гибели. Во-вторых, это был национализм цивилизованный, лежащий в основе любого прото-государственного образования.

Сами создатели Алаш-Орды были далеки от теоретизирований на эти темы. Как практики, они считали необходимым прежде всего внедрять образование, как важнейшее условие выживания нации. Не случайно заметными фигурами движения являлись крупные организаторы просвещения: Султанбек Кожанов, создатель Средне-Азиатского политехнического института; Халел Досмухамедов - врач, автор около 20 учебников; Алимхан Ермеков - первый казахский ученый-математик; Санжар Асфендияров - создатель Казахского педагогического института (1928), Казахского медицинского института (1930), нарком здравоохранения КАССР, и многие другие.

Обвинения в "белогвардейщине" также небеспочвенны: сегодняшние исследователи установили, что Алаш Орда создала как минимум две кавалерийские бригады, воевавших против Красной армии в Гражданскую войну. Установлены имена казахов-офицеров, обнаружены поименные полковые списки, где есть и 15-летние мальчишки. Сегодня известны имена двух командиров полков "Алаш" - штабс-капитана русской армии, произведенного Колчаком в подполковники Хамита Тохтамышева, и выпускника юрфака Петербургского университета Раимжана Марсекова. В белогвардейских газетах нашлись статьи о храбрости казахских кавалеристов в боях с красными. Но осенью 1918 г. про-монархистское руководство белых приняло решение ликвидировать Алаш Орду, а ее части объединить под своим командованием. Тем не менее, Западно-Казахстанскому центру Алаш Орды в с.Жымпиты, возглавляемому выпускником юрфака Московского университета и бывшим зам.прокурора Томска Жаханом Досмухамбетовым, адмирал Колчак помог обеспечить вооружением, включая пулеметы, конный полк в две тысячи сабель.

Вообще же, в 1918-1919 г.г. вооруженным частям Алаш-Орды совместно с войсками белых, удалось захватить Семей (где разместилось центральное правительство Алаш Орды), Акмолинскую, Тургайскую области, Жетысу (Семиречье), Оренбург. В ходе контрнаступления Красной армии с осени 1919 г., они также участвовали в упорной обороне этих регионов. Последним военным оплотом Алаш Орды, по некоторым сведениям, до начала 1920-х годов оставался г.Зайсан, гарнизоном которого командовал вышеупомянутый Р.Марсеков. Его отряд с боями прорвался в Китай. В целом же, ввиду непризнания Колчаком автономии Алаш и последовавших военных успехов красных, в 1920 г. лидеры партии "Алаш" признали Советскую власть, много и плодотворно работали в ее структурах до репрессий 30-х годов, создавая основы просвещения, здравоохранения, экономики и управления Казахстана. Нужно отметить, что часть казахского населения и его лидеров (например, Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин), напротив, изначально поддержали большевиков и были настроены против алаш-ординцев. Трагедия гражданских войн заключается именно в противопоставлении людей, каждый из которых мог бы служить отечеству.

Однако вооруженные выступления казахов продолжались и после ликвидации автономии Алаш. Например, в 1929-30 г.г. произошли крупные восстания с захватом целых городов и районов в Созакском, Сарысуском и Бостандыкском районах Южного Казахстана, на Мангышлаке, в Тургайском районе, Семипалатинском, Актюбинском, Кустанайском, Кызылординском округах, Караталском районе Алматинского округа. Советские органы называли их "басмачами", искали связь с Алаш-Ордой, хотя непосредственной причиной заведомо обреченных выступлений был вызванный коллективизацией страшный голод и вымирание целых территорий и казахских родов. Иными словами, условия, создавшие партию "Алаш", никуда не исчезли.

Сегодня, признавая за русским белым движением право на понимание и сочувствие, восхищаясь романом М.Булгакова "Белая гвардия" или прекрасным фильмом об адмирале А.Колчаке, многим нашим русскоязычным соотечественникам, думаю, пора воспринимать и казахских героев, шедших на жертву в те же самые дни, и какое-то время даже по одну сторону фронта. Это и были участники Алаш-Орды – еще не государства, но уже не бесправной колонии.

Участвуя в конференциях по наследию движения Алаш, мне доводилось слышать утверждение, что Алаш-Орда потерпела "историческое поражение", поскольку была разгромлена, а все, имевшие к ней отношение люди - уничтожены.

Да, в физическом и событийном плане такое мнение оправдано. Тем более, что и инициаторами ликвидации алашординцев уже при Советской власти стали их же соплеменники, крупные государственные деятели - Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Алиби Джангильдин и т.д.

Но судьба народа определяется не одним событием или одной группой людей. Она имеет свойство возрождаться, пройдя страшные потрясения и периоды глубокого забвения.

Воля нашего народа, в определенный исторический период выраженная созданием Алаш-Орды, - никуда не исчезла. И нынешний Независимый Казахстан - самое убедительное доказательство того, что нечеловеческие усилия и отчаянные жертвы героев движения "Алаш" были не напрасны. В историческом плане победили все-таки они, а не Советы.

Я не склонен идеализировать движение "Алаш" и его лидеров: это были реальные люди, жившие и действовавшие в трагическую эпоху. Как в любом сложном и масштабном явлении, наверняка и у них были свои смутные страницы и ошибки. Значение той борьбы также трудно назвать успешным: де-факто автономия, как вертикаль власти, так и не состоялась, государственные институты не были полностью сформированы. Самоотверженная попытка не привела к возрождению национальной государственности казахов.

Но эта попытка возродила национальный дух, а в практическом плане позволила определить территорию, на базе которой позже была создана Киргизская (Казахская) АССР. Тем самым Алаш Орда обозначила само стремление казахов к свободе и государственности. В этом и видится мне ее близость с идеей Мәнгілік Ел.

Выдвинутая президентом идея Мәнгілік Ел - это жизнеутверждающая идея национального духа. Есть очень созвучные слова Жубана Молдагалиева "Мен қазақпын мың өліп, мың тірілген" (Я - казах, тысячу раз погибавший и тысячу раз возродившийся снова). Разве не про убитых и проклятых, а сегодня - вновь воскрешаемых из небытия героев Алаш-Орды эти слова? Кроме того, акт Мәнгілік Ел созвучен ценностям "Алаш" еще и бережным отношением к национальным чувствам других этносов, с которыми нас свела общая история и общая судьба.

Я не историк, но думаю, что идея "Алаш" может и должна объединять казахстанцев, если ее не чураться и приобщать не только самих казахов, но и русскоязычных соотечественников. Поэтому надеюсь, что 100-летий юбилей – более чем убедительный повод для многих познакомиться с феноменом Алаш Орды.

- Насколько ценности "Алаш", активно включенные в идеологическую сферу РК, поспособствуют воспитанию и формированию патриотических взглядов, гражданственности, национального самосознания? Какие меры в целом можно принять для улучшений в сфере воспитания и формирования патриотизма? Возможно, это реформирование законодательства, устранение каких-либо перекосов, усиление работы с молодежью, населением и т.д.?

- Мне думается, наследие "Алаша" гораздо шире чисто идеологических установок. Многие практические вопросы, поднимавшиеся ими 100 лет назад, не потеряли актуальность и сегодня. Например, их убежденность в необходимости глубокой и ускоренной модернизации общества и экономики по европейскому и японскому примерам. Анализируя положение в сельском хозяйстве, лидеры Алаш Орды сравнивали его с результатами и технологиями, применяемыми не только российскими крестьянами, но и германскими, швейцарскими, датскими фермерами. Японский опыт был для них показателен прежде всего как успешный эксперимент по коренной перестройке общества, и т.д.

Партия "Ак жол" с 2012 года проводит традиционный конкурс среди студентов и молодых специалистов, где мы акцентировали внимание именно на практических вопросах, учредив такие номинации исследований, как "Вопросы государственного строительства и демократии в трудах деятелей движения "Алаш"; "Экономические реформы в работах лидеров "Алаш" и востребованность их идей в современном Казахстане"; "Подходы движения "Алаш" к социальной модернизации общества и их нынешняя актуальность". Причем, специальная номинация с соответствующим призовым фондом выделяется для работ на русском языке.

Мы не исторический клуб или музей, и перед партией "Ак жол" не стоит задача собирать всю информацию о деятельности алашевцев. Такая информация сегодня появляется в больших объемах, что неудивительно: в 1917-1920-е годы это движение было воистину всенародным, в нем участвовали тысячи людей практически во всех городах и районах нашей страны и за ее пределами. Например, два Всеказахских съезда, организованных партией "Алаш" и приведших 5-13 декабря 1917 г. к созданию Алаш Орды проходили в Оренбурге. А за две недели до того, в Коканде было создано правительство Туркестанской (Кокандской) автономии, которое также возглавили будущие члены Алаш - Мухамеджан Тынышпаев (выпускник Императорского института инженеров путей сообщения в Петербурге, будущий видный участник строительства ТуркСиба), затем - Мустафа Шокай, выпускник юрфака Петербургского университета, впоследствии яркий анти-сталинист, эмигрант, арестованный фашистами 22 июня 1941 г. в Париже и вскоре загадочно погибший в Берлине, после отказа участвовать в создании Туркестанского легиона СС. Однако в дальнейшем его авторитетом и именем спекулировали для привлечения тюркских военнопленных в этот легион.

Сегодня открываются новые, ранее неизвестные имена "Алаша", в каждом населенном пункте вам расскажут о своих земляках из этой славной плеяды. Их сотни и тысячи, известных и давно забытых. Но нужно учитывать, что взгляды деятелей движения не всегда совпадали, по одним и тем же вопросам нередко велись споры и конфликты - например, как между М.Тынышпаевым и М.Шокаем. Это нормально для демократической традиции.

Для нас, как парламентской партии, нет задачи выявления их личных отношений. Нам важны именно практические выводы из наследия "Алаша", конкретные идеи, которые мы используем в своей работе. Возможно, это слишком утилитарный подход, но каждый должен заниматься своим делом. Поэтому мы не подменяем алашеведов, но тесно сотрудничаем с ними, прежде всего, с учеными из ЕНУ им.Н.Гумилева, Казахским историческим обществом, институтом "Алаш".

Что касается гражданственности, патриотизма, национального самосознания - то это ведь задачи не отдельной партии, а общества в целом. Мы, как партия, поднимаем вопросы о популяризации наследия движения Алаш, как например, тот запрос о проведении 100-летия, о котором вы сказали в начале интервью. Уже после того мной направлены еще два обращения правительству с конкретными инициативами по этой части.

Но я не считаю правильным занимать позицию постороннего наблюдателя и надеяться только на госорганы. В конце концов, все мы - духовные наследники Алаша. И каждый из нас способен внести свой вклад в его дело, хотя бы просто поделившись своими знаниями с теми друзьями и знакомыми, кто еще далек от этой темы, или испытывает к ней какие-то предубеждения.

Именно это и делаем сейчас мы с вами, за что я очень признателен сайту "Номад".

- Считаете ли вы, что наряду с национальными ценностями нужно сохранять определенные ценности советского периода для более гармоничного, сбалансированного воспитания? Например, в сфере военно-патриотической подготовки, интернационализма и прочее?

- Советская эпоха принесла немало полезных новшеств в Казахстан, произвела гигантский социальный и технический переворот, отрицать это - значит страдать близорукостью. Это та же система образования и науки, и индустриализация, и медицина, развитие агропромышленного комплекса, создание транспортной сети, открытия полезных ископаемых... Имеется очень важное замечание Алихана Бокейхана на этот счет, высказанное им на допросе в НКВД: "Советскую власть не любил, но признавал".

Вопрос в том, какой ценой все это далось. К сожалению, те катастрофические человеческие потери – до 65% - , которые понес казахский народ в период организованного коммунистами Великого голода, физически невосполнимы. Их невозможно ни понять, ни простить большевикам. Если родители сходили с ума от голода и поедали собственных детей, - а это было и Казахстане, и в Украине, и в России - то каким можно назвать такой режим? Только людоедским. Добавьте сюда КарЛАГ и АЛЖИР, ядерные испытания...

Но потери казахов были не только количественные. В годы репрессий была уничтожена надежда нации - люди с передовым образованием, искренне служившие своему народу. Те, кто мог долгие годы поднимать страну и воспитывать целые поколения. Выше я привел несколько примеров видных лидеров "Алаш"- все они были убиты. А ведь позже советская власть уничтожила и их оппонентов, которые могли хотя бы спорить с алашевцами.

Так что во многих отношениях Казахстан оказался отброшен на целые поколения назад. И если потом Республика возродилась - то прежде всего, благодаря жизненной силе, мужеству, выдержке и духу самого народа, его новых поколений и новых лидеров, а не благодаря какой-то идеологии.

В то же время, Советская власть предоставила пятнадцати национальностям статус, в итоге приведший их к Независимости. Она дала бесценный опыт межнационального общения, взаимоуважения и даже братства, особенно в годы Великой Отечественной, когда миллионы людей жили одной бедой и одной заботой.

И хотя в последние годы иной раз раздаются голоса, что и война была "не наша" - я не могу с этим согласиться. Дочь лидера Алаш Орды - Зейнеп (Лиза) - также участвовала в той войне, была майором медицинской службы, имела боевые награды. Ее мужем был яркий и талантливый экономист Смагул Садвакасов - выпускник Московского института инженеров путей сообщения, нарком просвещения КАССР, погибший при неясных обстоятельствах в 33 года. Их сын - внук Алихана Бокейхана Ескендир - в 17 лет ушел в ополчение и погиб при обороне Москвы зимой 1941 г.

Как бы громко сейчас кто-нибудь ни заявлял себя патриотом казахского народа, не думаю, что он больше патриот, чем Бауыржан Момышулы. Или чем Рахимжан Кошкарбаев. Или Алия Молдагулова, Сабыр Рахимов, Нуркен Абдиров... Хотя бы потому, что они отдали жизни за свой народ. Они в это искренне верили, и не наше право теперь их "поправлять".

Пару лет назад, по моему предложению, пленарное заседание Мажилиса было прервано минутой молчания, потому что как раз в те часы алматинцы прощались с нашим прославленным летчиком Талгатом Бегельдиновым. А в вышедшем во всех газетах портрете дважды Героя, две награды - орден Славы и медаль "За победу над Германией" - висели на оранжево-черной ленточке. В той победе наши отцы и деды стояли против общего врага плечом к плечу вместе с русскими, украинцами, белорусами, узбеками, грузинами... И мне жаль, что сегодня эту ленту стали использовать и в другом смысле, в другой, братоубийственной войне. С тех пор партия "Ак жол" на День Победы раздает свои ленточки, цвета казахстанского флага и с именами казахстанцев-Героев Великой Отечественной.

Думаю, что главный унаследованный Независимым Казахстаном позитив от советского прошлого, это - толерантность, уважение к культуре и языку каждого, независимо от национальности. Плюс - тесные и проверенные тяжелыми испытаниями отношения с соседями, данными нашему народу Богом и общей судьбой. И если мы будем ценить эти отношения по достоинству – то их не испортят ни истеричные провокаторы на трибунах, ни текущие экономические споры, которые должны решаться в рабочем порядке. Можно говорить и о советской промышленной базе, но это та сфера, где увлечения прошлым вредны, зато требуются постоянные обновления. И сегодня нужно не столько гордиться таким наследием, сколько создавать современные и технологичные индустрии.

Конечно, старшее поколение с благодарностью вспоминает также социалистическую систему соцобеспечения, образование, здравоохранение, копеечные счета за коммунальные услуги и доступный проезд в общественном транспорте... Но именно несбалансированность в плановой экономике таких расходов, ее неэффективность плюс гонка вооружений - и привели к краху того государства.

Так что в советском опыте есть что ценить, но есть и чего остерегаться.

Мы с большим уважением признаем достижения советского периода, тем более, что они не падали с неба, а приходили через пот и неимоверные страдания, огромный труд и таланты нашего народа. Но это уже история. А сегодня Казахстану жить нужно идти вперед и ориентироваться на лучшие примеры современной цивилизации. И в этом тоже нужны упорство и самоотдача.