Лучшие практики стран ОЭСР – в антимонопольное регулирование Казахстана!

J8AUea4Hr9U Антимонопольное регулирование Казахстана внедряет лучшие практики стран ОЭСР. Об этом заявил депутат Мажилиса Азат Перуашев, выступая на конференции «Продвижение конкуренции: новые правила игры» в рамках Астанинского экономического форума. Реформа антимонопольного регулирования была проведена в 2015 г. путём переработки и включения его норм в Предпринимательский кодекс. При этом, как отметил А.Перуашев, была изучена передовая практика развитых государств-членов ОЭСР (США, Германии, Франции) и произведено существенное сближение казахстанского законодательства со стандартами Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Так, антимонопольные органы были освобождены от несвойственных им функций и нацелены на обеспечение условий для справедливой конкуренции. Были конкретизированы понятия антиконкурентных и картельных соглашений, установлены конкретные признаки согласованных действий. Это привело к отмене формальных подходов и усилению роли экономического анализа ситуации. Предпринимательский кодекс внес серьезные изменения в понимание «доминирующего положения», где установлено два порога:  при доле более 50% рынка (для которого не требуется установления дополнительных характеристик) и доле от 35 до 50%, которая может быть установлена только при наличии содержательных характеристик положения субъекта рынка. В рамках реформы конкретизирована процедура антимонопольного расследования, сформированы гарантии соблюдения прав бизнеса. Происходит изменение роли самого антимонопольного органа, усиление его самостоятельности и необходимых полномочий. В целом, проведённая модернизация законодательства соответствует международному тренду на экономически обоснованный подход в сфере антимонопольного регулирования, что потребует повышения уровня экономической экспертизы самого регулятора, а также привлечения независимых экспертов для объективной оценки товарных рынков и отраслей. В то же время Азат Перуашев обратил внимание на попытки пересмотра принятых решений и достигнутого баланса интересов в рамках поступившего в парламент законопроекта по вопросам конкуренции. К таковым относится предложение установить новый вид картеля, в виде «ограничения доступа на товарный рынок», поскольку его применение может привести к признанию антиконкуретным, например, совместное создание разными участниками рынка новых продуктов. Тем более что подобного определения картелей нет ни в странах ОЭСР, ни в странах ЕАЭС. В законопроекте также предлагается ввести такой дополнительный признак согласованных действий, как «действия ограничивают конкуренцию», который не содержит конкретных критериев и позволяет применять санкции по усмотрению госоргана. Вместо него А.Перуашев предложил для доказательства согласованности действий ввести применяющийся в ОЭСР признак «информационного обмена между конкурентами» и т.д. Безусловно, в данной сфере имеется достаточно направлений, по которым необходимо дальнейшее развитие норм. Однако эти изменения должны носить поступательный, а не ретроградский характер. Поэтому депутат расценил попытки ревизировать некоторые результаты реформы  уже в первые полгода применения как «нежелание кропотливой работы и стремлении подменить её административными рычагами». «Надеюсь, что я ошибаюсь», – добавил при этом А.Перуашев. В целом, по его мнению, положения Предпринимательского кодекса носят прогрессивный характер и сближают законодательство Казахстана с лучшими мировыми примерами. Этот тренд должен быть продолжен и самое главное – реализован в правоприменительной практике, уверен руководитель фракции «Ак жол».

Пресс-служба ДПК «Ак жол», 25 мая 2016 года

qazaquni.kz