Интеллектуальный капитал не завтрашнего, а нынешнего поколения

сая

Возвращаясь к теме новой казахстанской мечты, и конкретно о вхождении в 30-ку высокоразвитых мировых государств (см. «Новая казахстанская мечта: миф или реальность, www.qazaquni.kz»), хочу продолжить тему разговора. В президентской стратегии «Казахстан -2050» Нурсултан Назарбаев отметил: «Если мы будем сильны, с нами будут считаться. Если мы будем надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое».

Вот эти ключевые слова нашего Первого президента «будем сильными» и натолкнули меня на некоторые мысли, с которыми хочу поделиться с вами. В любой стране, как известно, государство проявляет заботу о своем народе, а не наоборот – с народа сдирают три шкуры, чтобы залатать дыры в бюджете. А семья, как ячейка общества, является основой этого государства. Если семья, следовательно, и народ, богато живет, то и страна процветает, становится экономически сильнее и могущественнее. А могущество страны - это гарантия безопасности народа. Если народ нищ и не богатеет, то и о процветании государства не может быть и речи. Как сделать так, чтобы все казахстанцы, пусть даже не абсолютное большинство, а большая часть населения, стали богатыми, процветающими, высокообразованными не хуже тех же, скажем, японцев, южнокорейцев или шведов, немцев? Только не надо мне говорить, что эти древние народы, и что они прошли определенный отрезок эпохи цивилизации, где успели заложить древние культуры и многовековые традиции. Все это так, я не спорю.

Куда «ушли» средства Нацфонда?

Сегодняшняя экономическая ситуация вынуждает нас несколько иначе посмотреть на проблему вхождения в ряды цивилизованных и экономически процветающих стран. Я прекрасно осознаю, что никто не позволит сунуться в Национальный фонд, где аккумулируются денежные средства от продажи углеводородов и других ценных полезных ископаемых Казахстана. Но в порядке дискуссии я имею полное право высказать альтернативное свое суждение на предмет использования средств Национального фонда для блага не только последующего, а уже сегодняшнего поколения. В условиях мирового кризиса вопрос функционирования Национального фонда, как уверяют некоторые эксперты, становится больше политическим вопросом. Заявление, что средства Национального фонда для будущего поколения – вызывают у меня сомнения. Сегодняшняя ситуация с новым подходом использования средств, когда введен институт фиксированного гарантированного трансферта в республиканский бюджет в абсолютном значении в размере 8 млрд. долларов США, предполагает обоснованный риск нецелевого использования этих средств. Деньги в виде трансфертов, как известно, используются, в основном, для финансирования бюджетного дефицита. В этом смысле они действительно тратятся бесконтрольно. Никто не может гарантировать, что трансферты из Национального фонда будут направлены исключительно на финансирование инвестиционных и социальных проектов. Таково мнение многих отечественных экспертов. В контексте глобальной стратегической задачи президента страны Нурсултана Назарбаева о вхождении в 30-ку высокоразвитых экономических стран мира предлагаю один из вариантов использования этих средств для будущих поколений. Пока экономический и финансовый кризис полностью не «съел» весь национальный запас. Если обратится к истории развития аналогичных фондов некоторых стран, то виден отрицательный результат. К примеру, Венесуэле к 2003 году удалось накопить почти 2,6 млрд. долларов, но тогдашнее правительство бездарно потратило эти деньги, и сейчас фонд фактически не функционирует, а в Нигерии в 2004 году года было принято решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято 280 млн. долларов, которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать. Как-то президент страны Назарбаев заявил об исчезновении из Национального фонда 10 млрд. долларов, выделенные на реализацию антикризисных программ. «До сих пор не видим, исчезли куда-то», несмотря на то, что «все говорили: будут возвращены», - такая была эмоциональная реакция Главы государства. Если президент страны не в состоянии отслеживать механизм расходования средств Национального фонда, то, как говорится, дальше идти некуда. Чем больше аккумулируются средства в Нацфонде, тем больше вероятность рисков, связанных с ростом коррупционных возможностей и нецелевым использованием части этих средств Фонда. В связи с этим есть вероятность посягательства на средства Национального фонда, следствием которого является подрыв нормального функционирования денежно-кредитной системы, инвестиционной политики и нанесения огромного ущерба экономике Казахстана. В качестве примера могу привести следующий факт. Во время первой волны экономического кризиса опальный премьер-министр Ахметов осмелился попросить 2 млрд. долларов из Нацфонда для выполнения социальных проектов, и что же получил в итоге? Эти деньги - именно 2 млрд. долларов - были выделены, но не правительству, а «КазМунайГазу». Где сейчас г-н Ахметов, и куда ушли деньги Нацфонад, и о чем это говорит? Приоритеты у тех, кто заправляет ресурсами Казахстана, совершенно иные, чем, скажем, у того же правительства. Как заявил в интервью зарубежному изданию Wall Street Journal бывший председатель правления Национальной инвестиционной корпорации Национального банка Казахстана Берик Отемурат, средства нефтяного фонда (Национального) – 64 млрд. долларов, – могут быть потрачены в течение 6-7 лет из-за падающих цен на нефть и использования денег из фонда правительством. По словам бывшего топ-менеджера, средства Нацфонда уменьшились на 17% по сравнению с пиком накоплений (77 млрд. долларов) в августе 2014. Правительство ежегодно берет из фонда по 9,5 млрд. долларов на государственные программы. «Мы проедаем Национальный фонд. Из денег, которые мы накопили, нужно извлекать выгоду. Я думаю, правительство должно сосредоточиться на управлении инвестициями средств Национального фонда», – сказал менеджер в интервью изданию. Я никоим образом не хочу быть сторонником взглядов бывшего топ-менеджера, но констатация факта, что мы проедаем средства Национального фонда, предназначенные для будущих поколений, - сразило меня наповал. Этак, прикидываю, так будущему поколению (в том числе и моим праправнуком) останется дырка от бублика, если такая и останется.

Каков же выход из этого положения?

Первым делом, я предлагаю, выработать общенациональную концепцию использования средств Национального фонда не для будущих, а сегодняшних и завтрашних поколений. Скажите, новорожденный сегодня человечек может считаться представителем будущего поколения или нет? Если да, то, как его родители представляют будущее своего ребенка? Вот он вырос, выучился, в 2050 году ему 35 лет, родителям под 60. Казахстан вошел в 30-ку высокоразвитых стран в экономическом плане. А что, извините, представитель нового поколения (35 летний взрослый человек) имеет на своем банковском счете? Если у него будет такой счет. Пусть даже и будет, но на нем куча невыплаченных кредитов своих родителей. В придачу без своего жилья, без должного высшего, пусть не зарубежного, образования. Никакого стартового капитала, чтобы начать свое дело. Картина далеко не радужная для абсолютного большинства молодых людей. Первый президент Нурсултан Назарбаев, в своем знаковом выступлении сказал: «Куда мы идем? Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Среди развивающихся стран конкуренция за место в этом клубе будет ожесточенной. Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим». Очень верно и точно подмечено. В моем же понимании «сильнейшая нация» – это, во-первых, не просто экономически сильная и богатая страна, но и высокообразованная и целеустремленная нация. Чтобы стать таковой, и нужна общенациональная концепция развития интеллектуального потенциала или интеллектуальный капитал нынешнего поколения. Проще говоря, это денежный капитал нового поколения казахстанцев. Тех, кто родится в Казахстане не через 15-25 лет, а уже завтра. Почему бы не вложить деньги Нацфонда в его интеллектуальное развитие, пусть не 100 тыс. долларов, а хотя бы 50 тыс. долларов, которые «новый поколенец» получит при достижении 18 лет, как в Саудовской Аравии. Причем, на протяжении всего времени (18 лет) эти деньги будут работать на экономику Казахстана. Это, во-первых. Во-вторых, родители ребенка будут делать все возможное, чтобы их чадо не било баклуши, а занималось учебой и самосовершенствованием над собой таким образом, чтобы его достижения и успехи были отмечены на международном уровне. Потому что все достижения в виде бонусов и денежных вознаграждений будут откладываться на его банковском счете. Это, согласитесь, очень высокий финансовый стимул для ребенка и его родителей, который будет находиться в конкурентной среде своих сверстников. Я предполагаю, что найдутся противники этой идеи, но в каждом ребенке есть скрытые природные задатки, которые нужно опытным педагогам и родителям лишь распознать. Если у него нет математических склонностей, то обязательно будут художественные или спортивные задатки. Из 10 детей 3-4 выберут науку, 2-3 творчество или искусство, столько же пойдут по спортивной стезе, ну а остальные – бизнес, службу или военную карьеру. В противном случае, если ребенок не будет стремиться получить интеллектуальный капитал, то он (банковский счет) просто опустеет из-за того, что не подкрепляется школьными успехами или высокими спортивными или творческими достижениями. Или угрозами штрафных санкций. С другой стороны это подстегнет родителей более ответственно относиться не только к ребенку, но и самому себя. Всякого рода нарушения общественного порядка, административные правонарушения просто-напросто исключаются, так как за поведением, образованием и воспитанием ребенка будут вести контроль не полиция, правоохранительные и карательные органы, а сами же родители, братья-сестры, бабушки и дедушки с обеих сторон. Я вовсе не идеалист, но внедрение в Казахстане интеллектуального капитала нынешнего поколения давно назрел. Считаю, такая практика повлечет за собой сокращение штата правоохранительной системы, государственного репрессивного аппарата государства. В конечном итоге все это даст мощный импульс развитию интеллектуального и научного потенциала Казахстана, поможет решить демографическую проблему. Каждый будет стараться вложить в своего ребенка все лучшее и передовое. В свою очередь, чтобы наращивать ежегодно интеллектуальный потенциал, необходимо будет совершенствовать экономику Казахстана, внедрять передовые технологии, которые придут вслед за нашими будущими «поколенцами» из-за рубежа. Поднимется престиж учителя, ученого, многих других представителей творчества и искусства, бизнеса на совершенно иной качественный уровень. Это уже задачи государственного управления активами интеллектуального капитала. Впрочем, есть и другие положительные стороны, о которых в одной статье не распишешь. Самое главное – через 10-15 лет новое поколение молодых казахстанцев уверенно может сказать: «Я – казах, и этим горд!»

Сая ИСА

qazaquni.kz, "Қазақ үні" газеті