Казахстанский автопром: найдет выход из кризиса?

111kazah-avtoprom_1  Казахстан вступил в пору продолжительного кризиса. Президент Нурсултан Назарбаев назвал нынешний кризис в экономике более серьезным, чем 8 лет назад и поручил разработать антикризисный план в связи с проблемами в экономике. На днях премьер-министр Карим Масимов поручил определиться, как уменьшить административные барьеры для привлечения зарубежных инвестиций. Конечно, надо создать открытую платформу для бизнесменов и инвесторов, куда будут поступать предложения, которую будут видеть президент и премьер-министр, без возможности исправления данных с расписанными исполнителями и сроками. Автомобильный рынок В Казахстане есть отрасли, куда можно вкладывать инвестиции. К тому же есть выход из кризиса, всем известный, но, тем не менее, очень сложный, проверенный опытом разных стран мира это развитие внутреннего производства. Тем более в условиях падения цен на сырье и свободного плавания национальной валюты. Одним из проторенных путей и является автомобильная промышленность. В свое время немало стран с развитым автопромом начинали собирать автомобили из импортных комплектующих, насытили продукцией свой рынок и стали работать на экспорт. Этим самым заложили основу для становления собственной автомобильной промышленности. А ведь у нас жители покупают много машин, особенно в последние годы. Например, за 10 лет рост составил с 8 тысяч 328 машин, проданных в 2004 году, до 163 тысячи 560 «железных коней», реализованных в 2014 году. Учитывая огромные казахстанские расстояния и специфику, можно быть уверенным в том, что автомобили в стране будут востребованы всегда. Но, как говорится, и Казахстан не лыком шит: с 2000-х годов у нас тоже работает автопром – годовое производство составляло около 20-40 тысяч машин и стабильно развивалось. В мае прошлого года первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау даже сообщил, что машины торговых марок Hyundai и SsangYong Nomad пойдут на экспорт в Россию и Беларусь – выход товаров отечественного автопрома на новые рынки стал возможным благодаря подписанию договора о Евразийском экономическом союзе. По его мнению, в Казахстане за последние несколько лет фактически создали основу для развития автопрома, для которого очень важен экспорт, потому что у нас небольшой рынок. В свое время были планы производить 300 тысяч машин в год. Благодаря автопромышленности, только в 2015 году было создано дополнительно 1 295 рабочих мест в смежных отраслях. Доход смежных отраслей в 2015 году составил около 7 млрд тенге. Каждый доллар, вложенный в автопром, способен обеспечить рост объема производства в смежных отраслях на 2,5 доллара. В 2015 году казахстанский автопром привлек инвестиций на сумму 11,823 млн тенге, а сумма налогов автопрома в госбюджет только за 10 месяцев 2015 года составила 7 млрд 463 млн тенге. На сегодня в Казахстане действуют шесть крупных предприятий по производству легкового и грузового транспорта: АО «АгромашХолдинг», ТОО ­«СарыАркаАвтопром», АО «АЗИЯ АВТО», ­«КАМАЗ-Инжиниринг», ТОО «Hyundai Auto Trans», ТОО «СемАЗ». Легковые авто производят только три первые фирмы, а «КАМАЗ-Инжиниринг», ТОО «Hyundai Auto Trans», ТОО «СемАЗ» специализируются на коммерческой технике. Несомненно, развитие отрасли предполагает государственную поддержку и определенные преференции производителям. В то же время необходима разъяснительная работа среди населения о необходимости покупать новые машины отечественного производства вместо дешевых подержанных импортных машин, из-за которых наша республика может превратиться в свалку для старых авто из более развитых стран – это помогает им богатеть, развивая свое производство. Такую работу необходимо проводить и среди предприятий, работающих в сфере грузоперевозок, государственных органов, силовых структур и т.д. с тем, чтобы они приобретали машины местного производства.                           «Черный октябрь» для местного автопрома   Но осенью прошлого года случился «черный октябрь» для казахстанского автопрома – казахстанцы толпами ринулись в Россию покупать машины, где по причине обвала курса рубля всё в пересчете на доллары стало гораздо дешевле, те же автомобили в российских автосалонах стали значительно дешевле стоить по сравнению с новыми автомобилями в Казахстане. И с октября по декабрь в Казахстан из России ввезли 36 тысяч 527 автомобилей, что почти идентично объему продаж внутри страны за тот же период, составившему 38 тысяч 380 машин. Доля произведенных в Казахстане авто в общем объеме продаж сократилась с 20% в октябре прошлого года до 12% в январе нынешнего. По данным Нацбанка РК, только с октября 2014 года по апрель 2015 в обменных пунктах Казахстана куплен 151 млрд. рублей или 2,8 млрд. долларов (!), которые впоследствии были вывезены и потрачены на территории России. По данным Национальной палаты предпринимателей РК, если в 2014 году из России было завезено порядка 80 тысяч авто, из них старых чуть более 6 тысяч, то только за 5 месяцев 2015 года ввезена 151 тысяча автомобилей, из которых 85 тысяч подержанных. Вторичный рынок Казахстана тут же отреагировал – как минимум, 30-процентное падение цен. По данным Национальной палаты предпринимателей, на 60% упал спрос на автомобили казахстанской сборки из-за ажиотажа вокруг завоза в республику автомобилей с территории России. В условиях, когда казахстанцы сметали с прилавков магазинов в приграничных областях РФ продукты, бытовую технику, разница стоимости автомобилей в России и в Казахстане доходила до 50%. И это повлияло на продажи не только новых автомобилей, но и на продажи на вторичном рынке. В результате продажи новых автомобилей нашими официальными дилерами за первые 5 месяцев 2015 составили лишь 60% от показателя прошлого года. А продажи автомобилей казахстанской сборки в количественном выражении в первом полугодии 2015 снизились на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Более того, за 4 месяца 2015 импорт подержанных автомобилей составил более половины от всех продаж на вторичном рынке, что на порядок превышает показатели 2014 года. Выход из кризиса И лишь в апреле 2015 года запущенная правительством Казахстана программа льготного кредитования способствовала увеличению продаж авто отечественной сборки. В результате доля автомобилей казахстанской сборки в продажах официальных дилеров увеличилась до 30% по сравнению с 10-12% на начало 2015 года. И вроде ситуация постепенно стала нормализоваться, и производство отечественного авто стало входить в свое привычное русло. Тем более правительством уже сделан ряд шагов по защите рынка от серых дилеров и ввоза старых авто. Ведь казахстанские производители и дилеры давно обвиняют Россию в протекционизме, хотя ЕАЭС теоретически гарантирует открытость рынка. Надо учитывать, что ныне российский автопром тоже испытывает большие трудности. На сегодня пять ведущих российских автозаводов остановили конвейер и прибегли к сокращению штатов. Уход зарубежных автопроизводителей из России будет продолжаться, а заменить импортную продукцию российским властям нечем. Поэтому понятно, почему Москва намерена выделить на развитие  российского автопрома 25 млрд рублей (420 млн долларов). Потеряв 2,8 млрд долларов своих граждан на полях торговых сражений с Россией, наше правительство перешло к инфляционному таргетированию, которое благотворно повлияло на развитие отечественного автопрома. К тому же производители получили дополнительно 10 млрд тенге. Урок «черного октября» не прошел даром – ныне отечественный автопром имеет потенциал для дальнейшего развития, особенно учитывая потребности наших аграриев, которым приходится покупать импортные тракторы, комбайны и т.д. Достаточно сказать, что внутреннее производство сельскохозяйственной техники покрывает лишь 1% потребления. Если наш автопром будет производить автотехнику, доступную по цене и надежную по качеству, то это напрямую повлияет и на выполнение национальной стратегии по казахстанскому содержанию. В этом году в Кокшетау сдается завод по производству сельскохозяйственной техники. Это совместное казахстанско-белорусское предприятие. Строительство завода начато в 2010 году, производственная мощность составит 180 единиц сельскохозяйственной и коммунальной техники в год. Что же касается «черного октября», то хорошо известно, как происходящее в российской экономике непременно отзывается на нашем рынке. Поэтому правительство и автопроизводители, изучая и учитывая уроки октября, а также современный кризис в российском автопроме, должны сделать все, чтобы избежать аналогичных событий. Без своевременного реагирования на современные угрозы для отечественного производства любая модернизация, направленная на повышение качества или снижение себестоимости будет бесплодной: ведь тот же вал российских автомобилей чуть не утопил наших автопроизводителей. К тому же российский опыт говорит, что некоторый запас прочности экономики России связан с тем, что российская экономика при всех ее недостатках в значительной мере обеспечивает внутренний рынок собственными товарами. И эти товары при определенных ситуациях также находит покупателей вне России. Поэтому миллиарды долларов из Казахстана поступили в российскую экономику, одновременно ослабив нашу. Но будет ли запас прочности нашей экономики, вопрос риторический. По словам президента Ассоциации казахстанского автобизнеса  Андрея Лаврентьева, объем производства казахстанского автопрома сократился на более чем 40%. «Если в прошлом году у нас были показатели в 39 тысяч, то в этом году мы, наверное, приблизимся к 20, может быть, к 22 тысячам. Девальвация российского рубля в начале года оказала на нас достаточно большое давление», - сказал А. Лаврентьев. Однако, по его словам, льготная программа кредитования, которую запустило Правительство, позволила выйти автопроизводителям, начиная с июля, на докризисный уровень производства (www.inform.kz, 01.10.2015).  

                                                                                                             Дастан ЕЛДЕС

"Қазақ үні" газеті