Струны степей в тисках репрессий

Жубанов (2) О том, как наши доблестные большевики от искусства мордовали крупнейшего композитора ХХ века Ахмета Жубанова, пытаясь уничтожить композиторский дар выдающегося музыканта, до предела унизить его как человека, мы уже писали. Писали подробно, без утайки называя имена людей и талантливых, и уважаемых, но - назовем вещи своими именами - запятнавших свою репутацию участием в этой неприглядной истории. О том, как наши доблестные большевики от искусства мордовали крупнейшего композитора ХХ века Ахмета Жубанова, пытаясь уничтожить композиторский дар выдающегося музыканта, до предела унизить его как человека, мы уже писали. Писали подробно, без утайки называя имена людей и талантливых, и уважаемых, но - назовем вещи своими именами - запятнавших свою репутацию участием в этой неприглядной истории. Ахмет Жубанов и прокрустово ложе эпохи Причем авторитет их был настолько высок, что статистами они быть не могли, их ждановско-бериевская клика определила на роль застрельщиков травли Жубанова. Имена этих людей и по сей день на слуху, они внесли бесценный вклад в развитие нашего музыкального искусства, но из песни слова не выкинешь… Крупнейший музыковед ХХ века, тонкий знаток казахского мелоса Петр Васильевич Аравин, выдающиеся композиторы Казахстана Евгений Брусиловский и Мукан Тулебаев стали вольными или невольными участниками этого партийного шабаша. - Никто не держит на них зла, - говорит младшая дочь Ахмета Куановича, доктор биологических наук, профессор Ажар Жубанова. - Тем более что сам Ахмет Куанович сумел переступить через обиду и унижения, вернуть нормальные человеческие и профессиональные контакты со своими недавними гонителями. Но даже по прошествии десятилетий, наверное, не надо делать вид, что ничего особого не произошло, и тем самым выдавать индульгенцию на невиновность хулителям моего отца. Что было, то было. И хоть говорят, что не надо ворошить былого, но и забвению предавать нельзя, дабы подобное не повторилось в будущем. Собственно, к этому и добавить-то нечего. Разве что скажем о том, что Ажар Ахметовна инициировала выпуск сборника документов «Ахмет Жубанов в годы апогея сталинской политической репрессии» (Алматы, «Казак университетi», 2013). Презентация ее состоялась в КазНУ им. аль-Фараби 21 мая. Предисловием книги является статья доктора исторических наук, профессора Таласа Омарбекова, публикация которой приоткрыла завесу над приснопамятными событиями октября 1951 года, когда Ахмет Жубанов был подвергнут публичному шельмованию. Книга поражает цельностью замысла. Дело не только в том, что полностью приведены стенограммы двух судьбоносных в жизни Ахмета Жубанова форумов. Первый из них - заседание ученого совета Казахского филиала АН СССР от 15 июля 1943 года, которое явилось триумфом для композитора - его книга «Жизнь и творчество казахских композиторов» была приравнена к докторской диссертации и дала основание присудить ему ученое звание доктора искусствоведческих наук. И второй - заседание, посвященное обсуждению статей, обвинявших Ахмета Жубанова в национализме и прочих мнимых смертных грехах, выискивать которые во времена сталинщины было делом первостепенной важности. От этой стенограммы веет серным духом преисподней, она подобна отчету из застенков инквизиции. К этой стенограмме комментарии едва ли нужны, все речи, прозвучавшие на ней, предельно четко обнаруживают позицию каждого из выступавших, а главное - установку, спущенную сверху от кремлевского горца и не допускавшую никаких уклонений от ее исполнения. Здесь утешает лишь одно: к обвиняемому не была применена высшая мера, как к его брату Кудайбергену в феврале 1938 года. То ли орел одряхлел и хватка стала не та, то ли стервятники подустали. Повторяю, книга поражает цельностью замысла, поскольку парадигма издевательств и боли, которые довели композитора до онкологии и преждевременной кончины, - не главное в ней. Главное - одухотворенная жизнь творца, его служение высокому искусству, вопреки и наперекор всем испытаниям судьбы. Здесь дан глубокий анализ его творчества, приведены автобиография и шежире, рассказано о его правнуке - Алане Бурибаеве, выдающемся музыканте и неутомимом пропагандисте сочинений великого прадеда. Дана библиография сочинений Ахмета Жубанова или, как сказал бы сам композитор, цитируя Владислава Ходасевича, «та угловатая кривая, мгновенный абрис тех высот, где, восходя и ниспадая, мой дух страдает и живет». А что касается хулителей Жубанова, то, ничуть не адвокатируя им, напомним слова Юрия Домбровского из романа «Факультет ненужных вещей»: преступна та власть, которая ставит перед человеком безнравственный выбор, понуждая его к предательству. Адольф АРЦИШЕВСКИЙ Источник: camonitor.com