КАК НУЖНО ПЕРЕСЕЛЯТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В КАЗАХСТАН?

зиябек В этом году на фоне сложных геополитических процессов в мире  вышли два взаимодополняющих постановления нашего Правительства о намерении возобновить переселение соотечественников на историческую родину. В кулуарах соответствующего ведомства, точнее комитета, видимо, разрабатываются новые правила, которые после парламентского «обрамления» должны сыграть самую положительную роль в миграционной политике государства. Какими же должны быть новые правила? Как нам снова не наступить на «старые грабли»? Какие действенные механизмы запустить, чтобы этот архиважный процесс в очередной  раз не пустить «на самотек»? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили  директора научного центра гуманитарных исследований «Евразия», д.и.н., профессора Кабульдинова Зиябек Ермухановича.    - Зиябек Ермуханович, как Вы думаете, чем же вызван в Казахстане резкий поворот в сторону возобновления процесса возвращения наших соотечественников? - Безусловно, за последние месяцы из северных и северо-восточных регионов Казахстана наметилась устойчивая тенденция заметного оттока русскоязычных граждан на территорию дружественной нам России.   По прогнозам официальных лиц, в ближайшие годы мы потеряем почти 900 тысяч наших сограждан, которые выбрали путь возвращения на землю своих далеких предков. Конечно же, для Казахстана весьма невыгоден отток зачастую высококвалифицированных кадров из числа русскоязычных граждан… Но они сами выбирают свою судьбу, в первую очередь, думая о будущем своих детей и внуков. Более того, существующая ныне политика России создания «режима наибольшего благоприятствования» к переселению, в первую очередь,  русских, однозначно свидетельствует о том, что эта страна с точки зрения переселения на данный момент, пока,  - весьма выгодна. Здесь можно получить гражданство в течении трех месяцев, чего  никогда не было в прежние годы. Россия для переселенцев предлагает в комплексе - жилье и работу, чего в Казахстане не смогли сделать для оралманов. Наш северный сосед не отказался от многих своих «советских соцпакетов» в виде признания семей из трех детей многодетными с правом бесплатного проезда всем членам семьи в общественном транспорте в пределах той или иной территориальной административной единицы, оплаты «детских» которые несоизмеримы с нашими, а также осуществления значительных денежных выплат по случаю рождения детей при приобретении жилья по  уникальной программе «Материнский капитал». Кстати, последнее новшество превратило  Россию  в огромный рынок купли-продажи недвижимости, когда одна часть населения продает, а вторая покупает. Более того, для учителей, медиков сохранилась практика социальной поддержки и возможности раннего выхода на пенсию в случае наличия достаточного стажа работы. Россия сумела сохранить выход на пенсию для мужчин и женщин на уровне 55 и 60 лет, что тоже дополнительно стимулирует отъезд некоторой части наших сограждан.    Поэтому убыль населения вполне ожидаемая и нам надо срочно восполнять демографическую убыль. - …есть прогнозы усть-каменогорского ученого-историка В.Алексеенко, что через 20 лет коренное население республики составит 90%... - Возможно и скорее всего это так, если учитывать несколько стабильных и видимых невооруженным взглядом тенденции: массовый отъезд русскоязычных из республики; возвращение в страну соплеменников и высокий демографический рост среди казахского населения. Здесь будет уместно отметить, что учитывая, что казахи по характеру и ментальности –интернациональные и толерантные, гостеприимные и сострадательные и что они исповедуют «мягкий ислам»  суннитского направления ханифитского масхаба, ни в коем случае не следуют представителям других этносов остерегаться за свое будущее в Казахстане. Более того, сами казахи - народ синкретического происхождения, сформированного из «осколков» разных народов и государств, которые на протяжений столетий выработали уникальные механизмы «притирки» друг к другу. Поэтому история Великой степи никогда не знала этнические «чистки» и не будет знать их в будущем в силу вышеназванных и других обстоятельств. В мире - немало примеров, когда та или иная страна переселяет на свои пустующие окраины своих соплеменников из других регионов и даже государств. Например, Китай активно заселяет нациообразующими ханьцами «взрывоопасный» СУАР, Россия - приграничные с другими странами регионы- русским или русскоязычным этносами, Узбекистан –приграничный с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном области этническими узбеками, Израиль - заграничными евреями, Германия –«советскими» немцами…    - Чем же была несовершенна прежняя политика Казахстана по переселению наших соотечественников? оралман квота   - К великому сожалению, за небольшим исключением, за 23 года независимости мы так и не смогли выработать выверенную  и динамичную политику переселения единокровников. Зачастую мы переселяли их в страну без жилья и земли, не предоставляли им работы, прибывающим пенсионерам предлагали самые минимальные пенсии, по большей части пополняя ряды «все время просящих» и люмпенизированных граждан.  Элементарно не могли решить даже элементарную проблему по их регистрации, бросая их в омут рынка сомнительных элементов за деньги прописывающих их в Казахстане, а потом бессовестно выписывавших их обратно в последующие дни… Во многом, это было вызвано несовершенством законов, отсутствием единого и мощного уполномоченного органа в виде отдельного Министерства, нехваткой или отсутствием патриотически настроенных кадров… Не знаю, почему Казахстан до сих пор скрупулезно не изучил позитивный опыт Израиля, ФРГ, Польши, России и даже Российской империи по качественному переселению огромных людских масс? В годы советской власти в конце 50-начале 60 годов прошлого века руководство и местные органы власти КазССР на качественной основе переселила в республику несколько сот тысяч соплеменников из Китая и они быстро адаптировались в местные реалии... Не извлекли мы и никакого урока и по политике Турции, приютившей более 60 лет тому назад казахов из Китая, прибывших туда «транзитом» из  Пакистана и Индии. В 1952 году турецкое правительство оперативно  и быстро пре­доставило  прибывшим из Китая и через Индию и Пакистан казахам турецкое гражданство, им вы­делили землю, жилье и скот. Они освобожда­лись на пять лет от несения воинской повинности. Прибывших казахов турецкие власти разместили в трех лагерях для беженцев под Стамбулом, где было организовано трехразовое питание, обучали турецкой грамоте и языку и овладению новым и востребованным для того времени специальностям. После проживания в лагерях беженцев под Стамбулом казахам турецкие власти разрешили выбрать места, куда бы они хотели переехать. Сегодня почти 20 тысяч казахов Турции и Европы –потомки благополучно переселившихся и адаптированных тех казахов….     - Зиябек Ермуханович, вы когда-то сами переехали в Казахстан из России, а сегодня  читаете докторантам курс лекции по зарубежным казахам и их возвращении на историческую родину.  С чего бы вы начали на месте потенциальных исполнителей правительственных постановлений?          - Естественно, прямо копировать опыт какой-то страны не стоит, но изучить накопленный ими опыт не помешает, вкрапливая и имплементируя в новые правила и законы позитивные и апробированные «куски» из их законодательства. Попробуем назвать ряд первоочередных и важных шагов в этой направлений.    Первое. Следует немедленно создать отдельное Министерство или Агентство по делам репатриации этнических казахов с 16 региональными подразделениями, с численным и качественным перевесом в 7 северных и северо-восточных регионах. К сожалению, недавняя реорганизация правительства, снова обошла эту проблему. Нонсенс: большинство граждан страны не знает,  какое же ведомство непосредственно отвечает за этот важный и судьбоносный для будущего страны участок работы. Кстати, в малюсенькой Армении, где большая часть граждан живут за пределами республики, существует подобное ведомство, но при этом никто из зарубежных армян практически в Армению не возвращается!!. Нового министра надо дополнительно наделить должностью Советника Президента, чтобы местные акимы различных  уровней и руководители других ведомств были более «сговорчивы» в вопросах оказанию содействия в расселении и адаптации соотечественников. Второе. Второй шаг должен быть синхронизирован с первым. Следует ввести срочные изменения в «Закон о миграции» или же лучше - оперативно разработать отдельный «Закон о переселении соотечественников в РК» и непременно дополнительно - всеми понятные «Правила о переселении соотечественников в РК» на 5-7 страницах. Кстати, в Российской империи, переселяя из европейской части государства в «зауральскую окраину» с 1907 по 1912 годы  ежегодно по 400 000 крестьян, эти правила уместили… на двух страницах (!), которые быстро и легко можно было растолковать и разъяснить даже и малограмотным крестьянам и ходокам. Третье. Быстро и оперативно создать общественную организацию «Елге оралу» с солидным бюджетом (у России есть зарубежные предствительства «Россотрудничества» с многомиллиардным бюджетом, у израильтян – общественное объединение «Сохнут» («Возвращение»), бюджет которого соизмерим с бюджетом отдельных ведомств), с отправкой их подразделений или представителей в места компактного расселения этнических казахов с четкими планами и задачами. Кстати, эту функцию уже начали реализовывать ряд туристических агентств, созданных казахами- выходцами из Китая. Их задача должна состоять в поиске потенциальных переселенцев и передаче копии их документов в региональные представительства ведомства, организация поездки представителей (ходоков) с целью выбора места компактного переселения, решения возникающих вопросов с местными органами власти и региональными представительствами нового ведомства. Четвертое. Предлагаем условно разделить территорию страны на 16 переселенческих районов, границы которых совпадают с административно-территориальными делениями нашей страны. Во все регионы заблаговременно отправить экспедиции с участием видных ученых, географов, краеведов, представителей местных исполнительных органов, топографов, геодезистов, старейшин местностей с целью выявления переселенческих участков (для строительства усадеб и ведения фермерских хозяйств, крупных и товарных  хозяйств) с наличием инфраструктуры, вдоль трасс и недалеко от городских поселений. В первые 5 лет все переселенцы должны быть освобождены от всех видов государственных налогов (на землю, строения, автотранспорт, получение казахстанских документов и т.д.). В первые 3 года в случае желания самих призывников и их родителей дети переселенцев могут быть освобождены от службы в рядах Вооруженных сил Республики Казахстана. Из числа самих переселенцев в местах компактного проживания репатриантов необходимо создавать отдельные сельские округа, во главе которых должны быть выбраны справедливые, грамотные, авторитетные, честные и порядочные представители. При расселении соотечественников необходимо учитывать принцип компактного расселения  родственников и бывших односельчан из стран выхода. В психологическом плане это будет очень удобно для лучшей адаптации. Перед передачей в арендное содержание жилья между семьей переселенца  следует заключить договор с государством от имени регионального представителя Министерства о несении определенных обязательств перед государством во избежание фиктивных передвижений оралманов. При этом местные представители Министерства  должны ежемесячно проверять действительное проживание переселенцев в этих квартирах и заносить сведения в единую компьютерную базу данных. Регистрацию  (прописку) проводить на бесплатной основе на базе зданий территориальных подразделений нового Министерства. При Министре по делам репатриации необходимо создать единую компьютерную базу по всем репатриантам с целью контроля за их размещением, передвижением и предупреждением получения повторных льгот. При переселении пенсии должны быть не ниже среднего в Казахстане. Пятое. По вопросам принятия гражданстванадо сработать быстро и качественно. Если россияне за три месяца будут предоставлять гражданство, почему бы нам не перенять у них опыт, особенно по казахскому населения стран СНГ, которым можно предоставить гражданство в течении этого времени? Более, того вопросы принятия гражданства и выдачи казахстанских документов, надо начинать заблаговременно по заявлениям и копиям документам, как это делают израильтяне: в аэропорту они получают документы Израиля. Переселенец должен прибыть будучи уверенным , что готово все: документы, жилье и работа. Шестое. В составе Мажилиса и Сената необходимо делегировать по одному квалифицированному депутату от числа самих недавних репатриантов-казахов, имеющих ценз оседлости не менее чем в 5 лет, хорошо зарекомендовавший себя на поприще защиты прав казахских переселенцев. Кстати, Кнессет (парламент) Израиля до недавнего времени состоял до 30 процентов из числа лиц, переехавших в страну за последние 25 лет преимущественно из бывшего Советского Союза! А унас практичеки ни одного бывшего оралмана нет. Это наше казахское «гостеприимство» и сострадание по отношению к соплеменникам!? Седьмое. Ежегодная квота для поступления в вузы страны должна составлять  не менее 4 % от общего количества выделенных мест по государственному заказу. Следует также выдавать молодым переселенцам дополнительные места в колледжи и вузы городов Северного и Северо-Восточного Казахстана.    По согласованию с МОН РК необходимо заметно скорректировать правила организации тестирования применительно к детям казахских переселенцев, поступающих  в вузы республики, учитывая алфавит и систему подготовки в странах их выхода. Восьмое. МИД РК должен обязательно договориться с властями других государств, в первую очередь с КНР,  откуда прибывают переселенцы, беспрепятственно выпускать казахов  из их страны. На границе создавать отдельные пропускные пункты или «окна» для быстрого прохода соотечественников. При этом дать возможность провозить   достаточное количество техники и домашнего скота.       Девятое. Следует заметно расширить круг консульств  и представительств Казахстана (в  КНР, Узбекистане, России и Монголии). Наша страна по опыту России должна активно «присутствовать» во всех странах, где есть компактные места расселения наших соплеменников.  Десятое. Представителей казахов-переселенцев, весьма позитивно зарекомендовавших себя на новом месте, надо смелее привлечь в руководящие звенья районных, городских и областных акиматов и соответствующие маслихаты тех 7 областей, куда будет направлено острие переселения…  Все эти и другие меры позволят репатриантам быстро и безболезненно вернуться и интегрироваться в наше общество. - Располагает ли страна необходимыми квалифицированными кадрами для организации этого судьбоносного проекта? Не «разбазарим» ли мы выделенные средства? Не «опошлим» ли мы и эту очередную программу? - С кадрами, конечно, будут проблемы. Есть угроза, что на руководящие  должности нового ведомства, расставят тех чиновников или экс-депутатов, кто остался без работы или ранее скомпроментировал себя на коррупционном деле на других должностях или же влиятельных пенсионеров, «жаждующих» деятельности… С точки зрения интересов дела с этой важной работой великолепно справился бы средний советский председатель колхоза из 30-50-х годов минувшего века из поколения Жумабая Шаяхметова и Сагалбая Жанбаева. Эти люди были с железной хваткой и твердой волей, преданные интересам дела, для которых личные интересы, вопросы личного обогащения практически отсутствовали. Таковых очень мало среди членов правительства и в министерствах, не густо и в депутатском корпусе... Здесь главное необходимо найти руководителя ведомства, дав ему право на местах набирать нужные ему квалифицированные кадры. Специфика Казахстана в кадровом вопросе такова, что сперва назначается руководитель с «коорупционными замашками», который умеет быстро выстроить под себя нужные кадры …Привлеченные кадры должны получать конкретные задачи, с количественными и качественными параметрами. Я бы привлек сюда отставных, но честных, умелых и патриотично настроенных бывших офицеров КНБ, МВД и МО, Президентской гвардии. - Что же даст Казахстану переселение соотечественников? - Во-первых, в страну вернется патриотически настроенная часть наших соплеменников, тем самым улучшив непростое геополитическое положение страны. Усилится устойчивость нашего общества, принимая во внимание положительную ментальность и характер казахов. По общепринятому мнению политологов, если в стране нациообразующий этнос не будет составлять 75-80 %, то это государство подвержено не только внешнему влиянию, но и потеряет свою внутреннюю устойчивость. Это видно на примере части бывшей Югославии, нынешней Молдавии, Азербайджана, Грузии.  Во-вторых, мы получив новые рабочие руки для реализации президентской стратегии вхождения в список 30 наиболее развитых стран мира. В-третьих, восторжествует историческая справедливость, когда на родину предков вернутся те, кто с оружием в руках, проливая пот и кровь, когда-то защищал эту землю и был вынужден уйти во времена подавления национально-освободительного движения, голода, политических репрессии…

Айдын ЫРЫСБЕКҰЛЫ,

Qazaquni.kz