Казахская трагедия: как мужчины остаются без рода, семьи и детей

Давно идет тенденция: мужчина перестает быть главой семьи, и он не продолжатель рода. Появились целые поколения «без роду и племени». И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений в Казахстане. Ныне у мужчины – незавидное место в семье, которое противоречит его традиционному положению. Есть известное выражение «казахский народ состоит из родов», однако при этом не учитывается в этой системе права и возможности мужчины – он теряет свое положение как продолжателя рода.

При разводах мужчины остаются без детей С советских времен сложилась практика – при разводах суды, наверное, в 95-97% случаев принимали сторону женщины и оставляли детей у нее, независимо от того, кто был инициатором развода, кто виноват, не учитывали интересы мужчины. Ныне это воспринимается как аксиома – мол, дети должны остаться с матерью, мать – это святое. При этом осталась вне внимания огромная армия детей, которые после разводов остались с матерями и потеряли связь с отцами и с родовой принадлежностью. Если она осталась, то лишь формально – прерывается связь с родственниками со стороны отца. И к какому роду будет относиться ребенок после развода родителей? Сейчас женщина может быть главой семьи. И продолжательницей рода, раз дети остаются с ней? Мы не заметили огромную социальную проблему, как появление большого количества детей без отцовского (мужского) воспитания – они не видели воспитания в полной семье, не представляют в полной мере семейные, родовые ценности. Растет поколение «без роду и племени». В их глазах глава семьи – женщина, и соответственно формируется семейная иерархия отношений. Недаром психологи уверены, что многие неженатые мужчины – это взрослые «мамины сыночки». Поэтому советуют родителям, особенно матерям, вовремя «отпускать сыновей». И проблема в данном случае не в возрождении родовых отношений. Проблема в том, что современный мужчина перестал быть главой семьи (и рода). И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений. Эту тему не принято обсуждать в СМИ, среди родственников, друзей – мужчина после развода обычно уходит из семьи навсегда, оставляя без внимания и материальной поддержки своих детей. Этот разрыв усугубляется еще сильней, если бывшие супруги женятся или выходят замуж повторно. И мужчина стал плохим отцом, перестал быть опорой семьи, «добытчиком и охотником», настоящим мужчиной, он уже входит в семью второй жены (с детьми) не на правах главы, а на правах члена семьи – он не продолжатель своего рода, он воспитатель детей другого мужчины. У мужчин произошел психологический надлом: женщина сильнее в правах на общего ребенка – это ее сын или дочь при разводе. Сознательно и подсознательно у мужчин формируется «синдром квартиранта» – при разводе он должен оставить квартиру и детей. Говорят, что в большинстве случаев на развод подают женщины. Ей, получается, «выгодно» – дети-то остаются с ней, на старости лет есть кому за ней ухаживать. А мужчина остается беспризорным – ведь не все женятся повторно, не всегда бывают общие дети во втором браке. Недаром в годы независимости отмечено увеличение числа стариков в домах престарелых, а также количество брошенных детей. Не в этом ли причина того явления, когда многие молодые мужчины не хотят жениться, не хотят создавать семьи? Зачем жениться, если последует развод? Получается, лучше не жениться и жить с родителями, чем жениться, разводиться и остаться без детей?

Декрет о расторжении брака – основа разводов Несколько лет тому назад в Казахстане распадалась каждая третья семья, и с 2014 г. по количеству разводов республика входит в первую десятку в мире (!). В этом году – новое «достижение»: на 1 августа зарегистрировано 75 701 акт о заключении брака и 31 469 актов о расторжении брака. Т.е. мы идем к мировому рекорду, когда будет распадаться каждая вторая семья! При такой «разводной» ситуации у нас стабильно растет количество одиноких людей, а доля лиц, состоящих в браке, наоборот, уменьшилась. Если раньше говорили о большом количестве незамужних женщин, то в последние годы выросло и количество неженатых мужчин. По статистике на 700 тысяч незамужних девушек в возрасте от 18 до 35 лет приходится 300 тысяч холостяков, сообщает телеканал «Алматы». Дело дошло до того, что мужчины легко бросают женщин с детьми, как и женщины легко идут на развод – они уже не дорожат семейным очагом, как раньше до революции, не говорят, что семья – это святое. Потерялось, так сказать, природное начало в мужчине – иметь и воспитывать своих детей, не развито чувство отцовства, не говоря о чувстве продолжателя рода. Нередко само вступление в брак молодыми людьми воспринимается даже случайностью, которая предполагает «выход»: «если что – разведусь». Нет элементарной ответственности! А с приходом «дикого капитализма» отношения между мужчинами и женщинами подверглись «коммерциализации»: появились «токалки», проститутки, проституты-мужчины и т.д., люди превратились в товар – появилась даже торговля людьми. В итоге – рекордное количество разводов. Со смещением традиционных ролей, потери мужчины роли продолжателя рода мотивация и причинно-следственная связь между усилиями и результатами потеряна. Ведь раньше у мужчины был статус кормильца и главы семьи, рода. Ныне этого нет. Сейчас женщина, даже живущая в семье мужа, самостоятельна. Экономическая свобода привела и к тому, что инициаторами разводов все чаще становятся женщины, и многие, родив ребенка, легко расстаются с семьей и возвращаются к своей матери, которая, возможно, тоже воспитывала дочь одна. Истоки разрушения родовых и семейных отношений ни в советское время, ни в годы независимости не были досконально изучены. В Союзе это была запретная тема, где своеобразие досоветских брачно-семейных отношений подавалось как патриархально-феодальные пережитки, рудименты родового строя, дореволюционная семья – это, мол, патриархальная семейная община с деспотической властью ее главы, и все остальные члены семьи находились в экономической и правовой зависимости. Ну и, конечно, бесправное положение женщины… В 1917 г. приняли декрет не о сохранении семьи, а о расторжении брака – он так и звучал: «Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака» (16 (29) декабря 1917 г.). 100 лет разводу – этим декретом сделали все, чтобы облегчить развод, способствовать разрушению семьи на законных основаниях! Вот некоторые статьи: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. (…) определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене». В первые годы советской власти считалось, что семья – это буржуазный пережиток, и дали максимальную свободу женщинам, поэтому суды обычно оставляли детей после развода женщинам. И эта практика в основном осталась и в современном Казахстане. Хотя признается равенство супругов, однако на практике чаще всего суд оставляет ребенка с матерью, руководствуясь при этом только интересами ребенка. В Степи род, семья и дети держались на мужчине Оказалось, достаточно одним законом изменить основной код традиционной семьи, чтобы вызвать со временем незаметное разложение рода – основного стержня казахской семьи, что в свою очередь расшатало и саму семью как фундаментальную основу народа и государства. И эта тема под запретом. Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне. В Степи из-за родового единства не было разводов как социального явления. Если по каким-либо причинам жена уходила из семьи, дети по умолчанию оставались в семье отца – главы семьи и продолжателя рода. При этом проявилась вековая мудрость наших предков: женщина редко бросает своих детей из-за материнского чувства. По этой причине и разводы были редки. Мужчина тоже не бросал своих детей и жену, ибо семья была основой жизненного пути и рода. По этой причине была огромная ответственность на стадии выбора супруга. Жених понимал, что с появлением детей он не сможет с легкостью уйти к другой, ибо он и его семья будут всю жизнь воспитывать и обеспечивать детей от первого брака. Невеста тоже учитывала при выборе будущего супруга – собрать вещи и детей и уйти будет невозможно. В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует нашему традиционному статусу. Разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание, а также уход за престарелыми родителями. Если у нас оставлять детей с отцами (на первое время хотя 50%) при разводах, то многих женщин это нововведение остановило бы от желания разрушить семью. Ведь с мальчиками должен быть отец. Конечно, надо реже разлучать матерей и дочерей. А нынешнее положение вещей – это ущемление прав мужчин. Надо изменить отношение к разводам не только мужчин и женщин, но и всего общества, а также законодательную основу, призванную защищать и укреплять семью и семейные ценности, а разводы сделать «невыгодными». Надо изменить эту романо-германскую правовую систему под нашу ментальность, что существенно сократит количество разводов и сохранит семью. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz