Что тронуло нас в Японии

Рут Бенедикт писала, что «Япония – культура совести». Совесть – есть внутреннее мерило – духовно-нравственная ответственность за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Японцы испытывают стыд и совесть не только под взглядом других людей, но и под взглядами предков. Для японского народа смысл жизни человека заключается в выполнении своего долга по совести. Вся японская культура пронизана духом, и вся жизнедеятельность человека одухотворена. Духовность воспринимается японцами через ощущения. К примеру, если японец идет в горы, то он ощущает дух гор, кроме того, он ощущает присутствие предков, ощущает богов и будд. Первые впечатления, или культ японских поклонов 2016 год в нашей профессиональной деятельности был по-настоящему полон яркими событиями и позитивными впечатлениями. Одной из таких запомнившихся событий стало активное участие в 31 Международном конгрессе по психологии – ICP 2016 в городе Йокогама (Япония) преподавателей Казахского национального университета им. аль-Фараби: д.п.н. А.К.Мынбаева, д.п.н., З.Мадалиева, к.п.н. Н.Анарбек, к.п.н. З.Садвакасова. 24 июля 2016 года, во время торжественной церемонии открытия конгресса нас поразил достойный уровень выступления руководителей конгресса – президента оргкомитета профессора Kazuo Shigemasu, президента международного общества психологов профессора Saths Cooper, мэра города Йокогамы, приветствие от премьер-министра Японии Синдзо Абе и, самое удивительное, выступление единственной дочери императора – принцессы Нори (Саяко Кудоры). Нам бы хотелось подробнее рассказать об особенностях японского менталитета, о духовных практиках повседневной жизни. Если сравнивать разные народы или разные эпохи по их приверженности этикету, то меркой здесь может служить время, которое люди затрачивают на взаимные приветствия. Учтивость японцев выглядит как нечто удивительное: встретив знакомого, японец способен замереть, согнувшись пополам, даже посреди улицы. Но еще больше поражает приезжего поклон, которым его встречают в японской семье. Хозяйка опускается на колени, кладет руки на пол перед собой и затем прижимается к ним лбом, то есть буквально простирается ниц перед гостем. После того, как посетитель снял обувь и уселся на татами, хозяин помещается напротив и ведет беседу, хозяйка молчаливо выполняет свои обязанности, а все остальные члены семьи в знак почтения вообще не показываются на глаза. Еще когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат – старшему брату, сестра – всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест, это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.                                    Уважение к людям    Для нас как для иностранцев поездка в метро стала неплохой возможностью ознакомиться с некоторыми особенностями японского менталитета. Это знакомство началось уже с приобретения билета. В метро при покупке билета автоматы не только дают сдачу, но и напоминают о забытых деньгах звуковым сигналом. Купленный билет полагается сохранять до конца поездки, но если свой билет вы ненароком потеряли, работники метро проявляют удивительную терпимость. Чаще всего наказание ограничится фразой: «В следующий раз будьте повнимательнее». Кстати, в Японии непринято уступать место в метро, автобусе: вскакивать при виде входящего старика или беременной женщины здесь не принято. Каждый сидящий японец испытывает желание не обидеть вошедшего, вот примерный список вопросов, которые в этот момент пронеслись в его голове: «Вдруг дедушка обидится, что его приняли за немощного, который уж и на ногах сам не может стоять? А может женщина поправилась, а ее обижу?» Конечно, мы восточные люди из Казахстана были несколько обескуражены, так для нас такое поведение считается признаком невоспитанности. Но стоит только дать понять, что нужна помощь, место обязательно уступят все, кто услышал. Японцы отличаются приветливостью и уважением, никогда не откажут в помощи, с почтением отнесутся к вашей просьбе, даже если у них запланированы свои дела, они готовы отложить их ради того, чтобы быть полезным кому-то. Это говорит нам лишь об одном: высокой ответственности японцев перед окружающими их людьми. Так, когда мы заблудились в метро, сойдя не на той станции, попросили о помощи девушку и были приятно удивлены тем, что, несмотря на языковой барьер, девушка, которой нужно были идти в другом направлении, с доброжелательностью проводила нас до пункта назначения. В Японии невероятно высокая культура поведения в обществе. Потому что люди на практике относятся к другим так, как хотят, чтобы относились к ним самим. К примеру, на дорогах водители с уважением и терпением относятся друг к другу, никто не проявляет раздражения, даже если возникают непредвиденные обстоятельства. Удивительным для нас также было наблюдать за тем, как японцы стоят в очередях. Без указаний, коридоров из лент – сами формируют ровные линии и терпеливо ждут своей очереди. Стоят в очереди все: от мала до велика, однако если кто-то в второпях нарушит очередь или станет толкаться, его никто не осудит, так как это его выбор, который в праве делать каждый.                         «Самопознание» – ключ к японскому менталитету Япония – страна, которая, по-нашему мнению, не относится ни к восточной и к западной культуре. Люди здесь на самом деле очень духовны и нравственны. И в Японии мы можем наблюдать на практике то, что описывается у нас в учебнике «Самопознание», к чему мы должны стремиться в духовно-нравственном плане. Интерес к духовно-нравственному образованию проявляют сегодня многие страны мира. Образовательная политика Казахстана направлена на усиление духовно-нравственного образования. Так, обязательным стало изучение дисциплины «Самопознание» – светского учения о духовности, которое учит нести ответственность за свои мысли, слова и дела, реализовывать право выбора, выполнять свой долг на совесть, бескорыстно служить, формируя качества истинного лидера. С 2010 года началась подготовка учителей самопознания во многих вузах Казахстана. Так, кафедра педагогики и образовательного менеджмента КазНУ всегда была флагманом в подготовке высококвалифицированных педагогов по специальности «Социальная педагогика и самопознание». Все это главным образом направлено на повышение духовно-нравственной образованности и воспитанности наших граждан. В 2010-2011 учебном году осуществлено массовое внедрение предмета в систему образования. В последние годы происходит обновление содержания программы «Самопознание». На первом этапе содержание предмета «Самопознание» больше было ориентировано на нравственные и моральные нормы, не делая упора на духовность. На втором этапе развития программы восстановлена целостность понятий «духовность» и «нравственность». Акценты расставлены на такие моральные нормы как: жить по совести, единство мысли, слова и дела, быть, а не казаться, любовь как энергия и есть основа жизни, бескорыстное служение, воспитание личным примером. Предмет «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека. Здесь следует подчеркнуть, что нравственно-духовное образование, осуществляемое в процессе преподавания предмета «Самопознание», – это не религиозное, а светское образование, рассматривающее в единстве физическую, психическую и духовно-нравственную природу человека. Абсолютные общечеловеческие ценности, которые заложены в человеке с рождения: Истина, Любовь, Праведное поведение (Долг), Внутренний покой (Мир), Ненасилие. Считаем важным отметить, что постоянное нацеливание народа к достижениям западной цивилизации влечет за собой негативные последствия. Западной системой образования были отодвинуты на задний план мораль, общечеловеческие ценности, подорваны основы национального воспитания. Недаром в Японии был издан указ «Великие принципы образования», в котором основной акцент сделан на том, что людям сначала необходимо воспитать в себе духовное начало и придерживаться моральных устоев, а затем они могут усваивать различные предметы в соответствии со своими способностями и потребностями. В казахской культуре и традициях, несомненно, есть все вышеописанные качества, которые необходимо развивать. Главные культурные ценности казахов – уважение к старшим, миролюбие и терпимость, открытость к общению, гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром. Казахские традиции требуют, чтобы гость был напоен чаем и обильно накормлен. Каждый казах считает своей добродетелью и достоинством готовность расстелить дастархан, т.е. накрыть стол для гостя. Казахи – чрезвычайно гостеприимные люди. Если вы приедете в гости к казахской семье, даже совершенно неожиданно, то будете приняты так, будто вас ждали здесь целую вечность. С раннего детства казахам внушаются уважение к гостям и старшим, так же как принципы мира и терпимости. Большое внимание, уделяемое духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, углубленное изучение предметов, которые мы относим к гуманитарным, знание истории своего народа, следование обычаям и традициям способствует развитию человеческого капитала. Истинное образование должно дать возможность человеку осознать, что человечество – одна семья. Именно поэтому в свое время в казахстанских школах ввели предмет «Самопознание». Нужна система образования, которая помогает обучающимся отличать праведное от неправедного, способствует познанию самого себя и вдохновляет их посвятить свои умения и достижения процветанию семьи, аула, общества, страны, языка и нации. Второе название предмета «Самопознание» – это «Наука Совести», ведь в Японии – культура совести. Для того, чтобы правильно вести этот предмет, необходимо жить в единстве мысли, слова и дела. И тогда будут преодолены многие наши кризисы. Назгуль Анарбек, к.п.н., Әсел Суйеуғазиева, кафедра педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им.аль-Фараби qazaquni.kz