Медстрахование призвано заткнуть дыру в здравоохранении?

Есть ли основа для «медицинского» оптимизма, или медстрахование «забуксует», как и некоторые другие принятые проекты и программы? Повысит ли уровень качества оказываемых медицинских услуг внедрение медицинского страхования – это основной вопрос, который волнует население страны. Ведь за годы независимости нарушена система профилактики, предупреждения серьезных заболеваний. ФОСМС будет работать как ЕНПФ? В конце октября 2015 года в Казахстане приняли закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Работодатели и самозанятые начнут делать отчисления с 1 июля 2017 года, взносы же государства перенесли на 1 января 2018 года – с этого момента начнет действовать новый закон об обязательном медстраховании. В рамках обязательного медстрахования взносы работодателей составят 5 процентов от корпоративного подоходного налога, а работников – 2 процента от индивидуального подоходного налога. Когда нет глубинных реформ самой системы здравоохранения, нет компетентных менеджеров, реформаторов в медицинской сфере, то медстрахование – это лишь очередная попытка найти деньги в бюджет из наших карманов. К тому же свежи воспоминания о печальной судьбе первого Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), который был создан в 1995 году и просуществовал всего три года. В 1998 году руководитель фонда Талапкер Иманбаев уехал в США и был объявлен в международный розыск. С тех пор след его, увы, простыл. Разумеется, вместе с деньгами. А ведь экс-глава ФОМС в свое время утверждал, что ему удалось построить прозрачную финансовую систему социальной защиты, ясную как застрахованным, так и врачам, работодателям и контрольным органам. Казалось бы, логично изучить финансовую систему предыдущего ФОМС, если есть ее изъяны – исправить, и дополнить современными финансовыми инструментами. Если же предыдущая система была не совершенна, то чем отличается от нее нынешняя? К примеру, не знаем, сколько будет сотрудников нового Фонда, какие зарплаты они будут получать, как будет функционировать Фонд, кто несет ответственность за деньги и т.д. Не получится ли, что большая часть денег будет уходить на содержание еще одного фонда? Где тот механизм гарантии сохранности средств, чтобы мы потом не спрашивали постоянно о том, чем они занимаются и куда уходят деньги? Раз первый Фонд вышел комом, то где гарантия, что из вновь создаваемого ФОСМС (разница названий – в слове «социальный») выйдет толк? Каким образом новые накопления будут защищены, чтобы новый Иманбаев не исчез с ними за границей, не растаяли в каких-либо организациях или не «съела» инфляция? Пока мы не разберемся с недостатками первого ФОМС и вновь создаваемого ФОСМС, не сможем преодолеть новые болезни как в самом Фонде, так и среди населения. Впрочем, о внутреннем устройстве и денежных потоках Фонда поведал Айкын Конуров, депутат мажилиса парламента, в статье «Нельзя допустить, чтобы ФОМС стал новой социальной бомбой замедленного действия» на сайте atameken.info: «ФОМС сам по себе – это не столько фонд, сколько закупщик медицинских услуг. Все поступающие в виде взносов деньги, однозначно, не будут потрачены на оплату медуслуг, а значит, образуется свободный капитал, который нужно будет инвестировать. Этим займется Национальный банк, который возьмет активы фонда в доверительное управление. Как мы видим, финансовая конструкция аналогична накопительной пенсионной системе». Как справедливо отметил автор: «В обоих случаях – обязательные взносы, единый государственный фонд и Нацбанк, как управляющий. Следовательно, система обязательного медицинского страхования подвержена тем же рискам, что и накопительная пенсионная система». А о системе пенсионного накопления мы в той или иной мере имеем представление, в том числе, сколько казахстанцев участвуют в ней, общее количество накоплений, какие потери понесли пенсионные фонды, какие риски ждут пенсионный фонд и т.д. К тому же надо учитывать тесную корреляцию между уровнем накоплений и занятостью населения, заработной платой, безработицей, которые отразились на ЕНПФ, а теперь отразятся и на медстраховании. В такой ситуации работодатели будут стремиться всячески избегать страхования своих работников. И новый закон может вызвать увеличение «безработных», возрождение «серых» зарплат («в конвертах»), большую нагрузку на работодателей, использование средств медстрахования не по назначению и т.д. Ведь сегодня уже существует налог с заработной платы в размере 11%. А на медицинское страхование работодатели должны будут платить 5% и еще 2% сам работник. Медстрахование призвано заткнуть дыру в здравоохранении? Недаром в свое время депутат Азат Перуашев подверг резкой критике законопроект о внедрении медицинского страхования и создании фонда медстрахования. «Полагаю, что госорганам было бы честнее назвать эту старую новую реформу отрасли тем, чем она является на самом деле. По всей видимости, ее главной причиной является нехватка средств для обеспечения действующей системы здравоохранения. Эта вынужденная мера, чтобы в отрасли и не оставить без медицинского обслуживания малообеспеченное население», – заявил тогда Перуашев. Он опасался, что средства фонда медицинского страхования, который планируют создать в Казахстане, будут расходоваться неэффективно. «Эта система противоречит принципам современной налоговой политики, где мы давно отказались от целевых налогов, уже забытых всеми – дорожный налог, налог на бездетность и так далее. Но даже принимая эту реформу, нужно определиться, учитывая негативный прошлый опыт: какие механизмы будут созданы для защиты средств такого фонда, во-первых, от коррупции, во-вторых, от инфляции и девальвации и в целом от неэффективного управления», – заявил депутат. «Напомню один пример. По данным исполнения бюджета за 2014 год в национальном медицинском холдинге и его дочерних организациях, было закуплено и простаивает без использования 452 единицы медицинского оборудования, на приобретение которого было затрачено миллиард двести миллионов тенге. Где гарантия, что собранные средства предпринимателей и их работников не будут точно также разбазариваться и после создания фонда?» – задал вопрос мажилисмен, который остался без ответа (informburo.kz, 23.9.2015). К тому же медстрахование ляжет тяжким бременем на работодателя и работника, о чем сказал Азат Перуашев: «Дело в том, что сегодня уже существует социальный налог на фонд заработной платы в размере 11%, нам предлагают добавить еще 5% с работодателя и 2% с самого работника. Это очень странный подход, при этом делается ссылка на развитые страны ОЭСР. Нет в развитых странах такого механизма. Там каждый работник страхует себя, а работодатель может ему помочь. И, во-первых, это интересы самого человека, во-вторых, страховые компании отслеживают, соблюдает ли этот человек здоровый образ жизни, делает ли он зарядку, курит ли, злоупотребляет ли алкоголем. Это большой комплекс, который не решается за так. Что нам предлагается сейчас? Минздрав идет по самому простому пути: собрать со всех деньги, создать при себе некий фонд, который эти деньги аккумулирует». По его словам, фактически речь идет об увеличении на 17% (!) скрытого налогообложения. «Я так это называю, с этим, конечно, можно поспорить, но фактически увеличивается нагрузка фонда оплаты труда на 17%. Надо понимать, что работодатель эти расходы будет вынужден вкладывать в себестоимость продукции. Многие предприятия имеют рентабельность на уровне 5-7%, некоторые вообще работают в ноль только для того, чтобы оплатить зарплату людям, чтобы не сокращать людей. Если мы увеличим, то налог нужно будет перекладывать в себестоимость. В итоге наши товары будут неконкурентоспособны», – пояснил депутат. Как считает Азат Перуашев, работодатели будут вынуждены предпринять два выхода из этой ситуации. Либо скрывать реальные заработные платы, чтобы меньше платить отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования, и остальное выплачивать в конвертах. Это может привести к потере подоходного налога в государственный бюджет. Второй вариант: закрыть предприятие. «В таком случае вообще исчезают рабочие места. Куда мы будем девать этих безработных? Кто будет платить налоги? Поэтому с точки зрения экономики, это очень рискованные и непродуманные шаги», – заключил мажилисмен. Социальная бомба замедленного действия Хотя в последние годы наблюдается снижение смертности от различных заболеваний, по некоторым параметрам статистика удручающая: туберкулезу, онкологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям, материнской и детской смертности и др. Например, Казахстан занимает 7-е место в мире по количеству заболеваний раком органов пищеварительной системы, по количеству больных по туберкулезу – 33-е место среди 212 стран мира и 4-е место в европейском регионе и т.д. Не говоря о суицидах. По средней продолжительности жизни (СПЖ) мы едва достигли уровня советского периода. Ныне Казахстан занимает в Европе последнее место по СПЖ, среди стран СНГ – в числе аутсайдеров. Поэтому реформа отечественного здравоохранения давно назрела. И в этом отношении продуманное и грамотное введение обязательного социального медицинского страхования сыграло бы позитивную роль и заложило бы основу для формирования модели развития отечественного здравоохранения. И, конечно, необходимо учитывать, как написал Конуров, «невысокую эффективность управления собранными средствами. Мы так и не научились управлять пенсионными накоплениями. В итоге активы ЕНПФ решено все же передать от Нацбанка частным управляющим компаниям. А теперь наступаем на те же грабли, создавая новый финансовый институт, и передавая тому же Нацбанку». В самом деле, государство внушительную часть содержания медицины через медстрахование переносит на плечи своих граждан. А вот смогут ли они потянут эту ношу – это большой вопрос, учитывая уровень неофициальной безработицы, количество «самозанятых» и другие факторы; как отметил Айкын Конуров, «низкий уровень зарплат большинства казахстанцев означает низкий уровень накоплений в фонде, что ставит под сомнение его достаточность для покрытия медицинских расходов… В результате появится слой людей, лишенных доступа к нормальной медицине. И нужно сделать все, чтобы не допустить новой «социальной бомбы замедленного действия». Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz