Духовная химера угрожает национальной безопасности

По Л.Гумилеву, многие этносы-химеры исчезли из-за распада этнической системы: «Химерические целостности всегда составлены из разных людей, отколовшихся от своих этносов, и характеризуются неприятием действительности, разрушением этнического стереотипа, отрицанием любых традиции и заменой их постоянно обновляемой «новизной». Следовательно, у химеры нет отечества». Вакуум порождает духовную химеру Начало нового года ознаменовалось назначением Марата Тажина первым заместителем руководителя Администрации президента РК, который ранее был послом РК в Российской Федерации. Будучи государственным секретарем РК, Марат Тажин в свое время многое сделал в области государственной информационной политики. События последних лет показали, что в этой сфере не все ладно, и, возможно, возвращение Марата Тажина связано именно с провалом информационной политики, работы с гражданским обществом, с коррупционными скандалами – кризис охватил не только экономику, у нас кризис из-за дефицита государственников. Многие нынешние беды, которые обрушились на нашу страну в последние годы в виде небывалой коррупции, хищений, экстремизма, терроризма, роста преступности, проституции, суицида, социальных конфликтов и т.д., в немалой степени появились на волне нравственной, духовной, личностной деградации. Бегство многочисленных крупных чиновников, банкиров с огромными суммами денег, имуществом за границу явилось следствием многих причин экономического, социального, криминального, идеологического характера. Недаром наша страна  переживает кризис государственности из-за отсутствия идеалов, идеологии и патриотизма: коррумпированным чиновникам очень трудно говорить о честности, нравственности, любви к родине, их мысли заняты своим обогащением и карьерой, а не высокими ценностями и интересами страны, поэтому они работали и работают без должного патриотизма. От этого слабеет не только идеология, но и самочувствие общества, отстает экономическое развитие страны, будущее народа покрыто «химерой». Тотальное бескультурье и коррупция снижает конкурентоспособность республики и даже угрожает национальной безопасности. Еще зимой 2013 г. произошло «наступление» на идеологическом фронте страны, которое провел Марат Тажин, однако оно осталось без продолжения, а впоследствии даже свернулось. 22 февраля 2013 г. на встрече с руководителями отечественных СМИ госсекретарь признал слабость государственных СМИ: «Государственные СМИ должны выполнять пропагандистскую функцию, но подменять реальную работу вот этим поверхностным пропагандистским «ура-ура!» надо прекращать! Иначе никакого индекса доверия, никакой читабельности не будет. Давайте уже остановим этот процесс! Дошло до того, что у нас в рамках госзаказа на некоторых каналах выпускаются передачи с нулевыми рейтингами. Я считаю, что это крайне расточительное отношение к деньгам налогоплательщиков, которые попросту выбрасываются в топку», – заявил он. Попробуем рассмотреть, что кроется за линией этого фронта – ведь эта оценка СМИ не потеряла свою актуальность и в 2017 г., учитывая недавние аресты известных фигур политического, идеологического истеблишмента, закрытие газет и сайтов, слабую информационную связь власти с обществом, а также прошлогодние митинги, «войны террористов» и т.д. Это давно назревшая проблема, которая дошла до известного анекдота: «я хочу жить в той стране, которую показывают по «Хабару». Даже в советское время практиковалась критика и самокритика в партийной прессе. Госсекретарь говорил о пропаганде, что является частью идеологической практики, которая за годы независимости не обрела ясные контуры и наполнение. С разрушением социалистических устоев была выброшена на свалку и коммунистическая идеология, в которой немалую часть составляли общечеловеческие ценности: развитие духовной культуры, высокой нравственности разносторонне развитой личности, чувства патриотизма и другие. Взамен идеологи разрушения не предложили ничего нового и позитивного. Как сказал Мухтар Шаханов, вместо цивилизации мы подключились к канализации. Одним из первых проявлений «демократической свободы» стали демонстрации порнографических фильмов, американских боевиков, фильмов ужасов в киносалонах и распространение «желтой» прессы с объявлениями о сексуальных услугах по принципу «есть спрос – есть предложение». В экономике стали преобладать нравы и психология «дикого капитализма» – обогащайся любым способом. Были открыты двери для религиозных организаций и миссионеров. Неудивительно, что в такой ситуации в сознание народа стали усиленно внедрять религиозность, в том числе экстремистского толка, идеологию сектантства, всевозможную астрологию, мистику, а также потребительскую психологию. Создались благоприятные условия для появления духовной химеры, в которую окунулась молодежь, не знающая своих традиций, культуры, языка. Люди становились иеговистами, кришнаитами, салафитами, саентологами и т.д., но не гражданами своей страны. В итоге у нас появились поколения, «унесенные ветром» переходного периода, в котором не были определены идеологические ориентиры, была утрачена общая цель, объединяющая и собирающая нацию в единое целое, утрачена осмысленность жизни, экзистенциальный мир человека замкнулся в себе. Потенциальные писатели, поэты, художники погибли в духовном вакууме, в обществе потребления, бесцельности, бесполезности. Оказалось, не все действительное – разумно, и не все разумное – действительно. Экзистенциальный кризис: когда появится национальная мечта? В Казахстане гуманитарная наука имеет низкий социальный статус и положение, ее невостребованность говорит об игнорировании духовной сферы нашего общества. Государство пошло по непродуманному пути: отдало идеологию на «откуп» религиозным институтам и организациям вплоть до введения предмета религиоведения в средней школе. В последние годы даже общественные деятели и политики нередко используют религиозную риторику, поддерживают ношение хиджаба в учебных заведениях, посещение в рабочее время мечетей и т.д. Это недооценка мировоззренческих, научных, духовных аспектов формирования человека: все-таки основу реальной духовности составляет светское образование, наука, культура, искусство, светское воспитание. Даже поверхностный анализ экономического рывка многих стран свидетельствует о том, что его двигателем была не религия. Идеологи в этих странах посредством образования, культуры, науки сумели выявить заложенный в народе скрытый потенциал, энергетику больших целей, и государство создало условия для их реализации. У нас же понастроено огромное количество мечетей, церквей, костелов, синагог, храмов вместо объектов культуры, а основным национальным двигателем стала …коррупция. В основе большинства идеологий лежит идея сильного государства и сильной нации. Идеология в любом государстве опирается на историческую базу того народа, который дал имя страны, является государствообразующим или преобладающим в политическом управлении. Это, так сказать, идеология истории, которая призвана поднять национальную гордость за прошлое своей родины. А где «инженеры человеческих душ»? И здесь в дело вступает популяризация идей сильного государства, сильной нации. Это не только очерки, статьи, монографии историков, политиков, публицистов. Огромную роль играет художественная литература, которая у нас находится в стагнации. Популяризацию идей надо понимать не в упрощенном виде, вроде того, как дать госзаказ писателям написать исторические романы, воспевающие героическое прошлое казахского народа. Ощутимое развитие литературы, культуры само по себе является показателем развитости страны, гордостью народа, что сказывается и на идеологии государства в целом. Крупное литературное произведение дает мощный толчок развитию духовной культуры, как «Тихий Дон» в Советском Союзе или «Путь Абая» в Казахстане. Сейчас же у нас нет литературного процесса, начиная с государственной подготовки «инженеров человеческих душ» и кончая толстыми журналами, литературной критикой и оплатой труда. Из творческих профессий труд пишущей братии наиболее низко оплачиваемый и даже неоплачиваемый, поэтому непродуктивный. Нет закрепленной законодательством системы оплаты такого труда, и как таковая не попадает в статистику. Писатель, поэт, драматург, критик опустился на самую низшую ступень творческой иерархии и занял незавидное место в общественной жизни. Раз не выходят их книги и статьи – значит, государство и народ сдались в духовный плен российских СМИ и литературы, которая составляет 90% и более прилавков книжных магазинов. И когда произойдет поворот государства к труженикам гуманитарного фронта – неизвестно, и наши гуманитарии остались невостребованными. История есть война умов, в которой побеждают мыслящие – они не только говорят об идеалах, но и воплощают их в жизнь. Искусство учит мыслить. Это краеугольный камень любого вида искусства. Из-за вакуума духовной культуры молодые люди будут искать истину не у себя на родине, а в Саудовской Аравии, Индии, США, Египте, Европе, Пакистане и т.д. Великая мысль Сократа «познай самого себя» была заменена простейшим духовным поиском – ищи и усваивай истину у других, которая нередко оказывается обычной химерой. Без развития литературы, культуры, гуманитарной науки идеологическая атака не достигнет цели по всему периметру фронта в силу ограничения идеологии и пропаганды лишь государственными СМИ и историческими исследованиями. Идеология – это своеобразные общие ценности общества, которые выражают его чаяния и желаемые им представления о более совершенной и достойно организованной жизни. Ныне очевидна необходимость выработки единой системы ценностей, увенчанной национальной мечтой, национальной идеей. Государственная программа «Культурное наследие» показала, что Казахстан имеет ресурсы для возрождения книгоиздательства. Но двойная игра по отношению к литературе, в частности, к художественной, не дает шансов популяризации результатов и этой программы. Неопределенность идеологического ориентира страны зародила неопределенность общественной мысли, общественного развития. Общество, как в некоем запутанном лабиринте, движется в будущее без осмысленных больших целей, с нераскрытым потенциалом, без осознания своей роли и места в своей родине и в мировом контексте, так как мы все оказались заложниками идеологической ловушки. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz